Недавно оказался свидетелем активной беседы ветеранов железнодорожного узла, бывших деповчан — паровозников. Рассуждали о подготовке к юбилею линии железной дороги от Вологды на Архангельск, Добрыми словами вспоминали имена главного строителя С. И. Мамонтова, инженеров Федора Чижова, Семена Чоколова… Кто-то даже назвал местных строителей Самодурова и Агафонова… И тут вдруг сошлись на одном предложении, высказали общее мнение: строило дорогу общество Мамонтова. С его именем связано рождение станции Няндома, ее развитие, появление крупного рабочего поселка, райцентра, города… Все правильно! А почему же в городе нет улицы в память о Савве Ивановиче? Улиц много, самых разных названий, часто далеко не соответствующих местной истории…
Вполне резонно сейчас ходатайствовать о том, чтобы в городе Няндоме была узаконена улица С. Мамонтова…
— Надо через газету предложение внести, а жители поддержат. Ведь это в память нашей малой Родины!
Мне лично близко к сердцу пришелся этот разговор. Горячо благодарю старожилов-няндомцев и вот пишу об этом в родную газету.
…Личность С. И. Мамонтова в период строительства Семеркой железной дороги и Архангельской линии была очень популярной не только в России, НО и далеко за ее пределами. Деловитость, упорство в достижении поставленной цели, высокая образованность, культура, интеллигентность — вот далеко не полная характеристика этого человека.
В некоторых печатных изданиях появлялись сообщения, что Мамонтов слишком увлекается опекунством над писателями, артистами, художниками, музыкантами. Живет, мол, себе в Абрамцево, а на местах же за него все делают «надежные» люди…
На деле было совсем иначе. Правда и то, что умел он находить для Общества деловых людей — инженеров и коммерсантов. И на строительство выезжал часто, лично знакомился с обстановкой, давал распоряжения и советы. Особенно его тревожили тяжелые природные условия прокладки линии на Архангельск.
Газета «Правда Севера» не раз рассказывала об этом. Так, в апреле 1990 года журналист Потехин в статье «Железка Саввы Мамонтова» Восстанавливает воспоминания бывшего железнодорожника станции Исакогорка Е.Е. Матвеева о встрече с Мамонтовым на строящейся линии. Работал тогда Егор Егорович путевым рабочим, плотничал, ложил печи…
«…Как-то прошел слух, что «хозяин дороги», сам Савва Мамонтов объезжает участки. Инженеры и десятники ждали его с опаской… Побаивались. Подъехал на вагонетке. Управляли ею специальные люди. Нажимали на рычаги, и с помощью шестерен она ходко двигалась… С виду Савва Мамонтов был такой важный, но сразу заводил деловой разговор с людьми.
… Зимой раз приехал в собольей шубе. Прилюдно отчитал одного из приказчиков… А нас, простых, то людей, никогда не обижал, относился уважительно…».
Матвеев, как и многие железнодорожники Исакогорки, видел, как в ноябре 1897 года прибыл к ним на станцию правительственный поезд из Глуховского острова, и всех знатных, именитых гостей, участвовавших в пиршествах по случаю открытия движения поездов на линии. Среди прибывших был и С. И. Мамонтов с дочерьми, главный инженер строительства С. П. Чоколов, губернатор А. П. Энтельгардт и другие знаменитости.
Добавим ко всему этому, что на том исакогорском банкете 17 ноября 1897 года Мамонтов держал речь, в которой высоко оценил труд рабочих-строителей, мастерство и изобретательность инженеров в борьбе с дикой природой северного края.
-Проложенная железная дорога из Архангельска — сказал он — сыграет неоценимую роль в развитии и процветании хозяйства и культуры народов Севера.
А. ПАТАРУШИН, внештатный корреспондент, краевед, общественник.
Патарушин А. Сам Савва Иванович едет…//Авангард.- 1995.- 29 июня.-с.2