Сам Савва Иванович едет…

Недавно оказался сви­детелем активной бесе­ды ветеранов железно­дорожного узла, бывших деповчан паровозников. Рассуждали о подготов­ке к юбилею линии железной дороги от Волог­ды на Архангельск, Добрыми словами вспоминали имена главного строи­теля С. И.  Мамонтова, инженеров Федора Чижова, Семена Чоколова… Кто-то даже назвал местных строителей Самодурова и Агафонова… И тут вдруг сошлись на одном предложении, высказали общее мнение: строило дорогу об­щество  Мамонтова.  С его именем связано рождение  станции Няндома,  ее развитие,   появление    крупного рабочего поселка, райцентра,   города…   Все правильно!  А  почему же в городе  нет  улицы  в память о Савве Ивановиче? Улиц много, самых разных названий,  часто далеко не соответствующих местной истории…

Вполне резонно сейчас ходатайствовать о том, чтобы в городе Няндо­ме была узаконена улица   С.   Мамонтова…

— Надо через газету предложение внести, а жители поддержат. Ведь это в  память нашей малой Родины!

Мне лично близко к сердцу пришелся этот разговор. Горячо благо­дарю старожилов-няндомцев и вот пишу об этом  в   родную  газету.

…Личность С. И. Ма­монтова в период строи­тельства Семеркой железной дороги и Архангельской линии  была очень популярной не только в России,  НО и далеко за ее пределами. Деловитость, упорство в достижении поставленной цели, высокая образо­ванность, культура, ин­теллигентность — вот далеко не полная харак­теристика этого челове­ка.

В некоторых печатных изданиях появлялись со­общения, что Мамонтов слишком увлекается опе­кунством над писателя­ми, артистами, художни­ками, музыкантами. Жи­вет, мол, себе в Абрам­цево, а на местах же за него все делают «надеж­ные» люди…

На деле было совсем иначе. Правда и то, что умел он находить для Общества деловых лю­дей — инженеров и ком­мерсантов. И на строи­тельство выезжал часто, лично знакомился с обс­тановкой, давал распо­ряжения и советы.  Особенно  его  тревожили тяжелые природные условия прокладки линии на Архангельск.

Газета «Правда Севера» не раз рассказывала об этом. Так, в апреле 1990 года журналист Потехин в статье «Железка Саввы Мамонтова» Восстанавливает воспоминания  бывшего железнодорожника станции Исакогорка Е.Е. Матвеева о встрече с Мамонтовым   на строящейся линии. Работал тогда Егор Егорович путевым рабочим, плотничал, ложил печи…

«…Как-то прошел слух, что «хозяин дороги», сам Савва Мамонтов объезжает участки. Инженеры и десятники ждали его с опаской… Побаивались.  Подъехал на вагонетке. Управляли ею специальные люди. Нажимали на ры­чаги, и с помощью шестерен она ходко двигалась… С виду Савва Мамонтов был такой важный, но сразу заводил деловой разговор с людьми.

Зимой раз приехал в собольей шубе. Прилюдно отчитал одного из приказчиков… А нас, простых, то людей, ни­когда   не   обижал,   относился    уважительно…».

Матвеев, как и мно­гие железнодорожники Исакогорки, видел, как в ноябре 1897 года при­был к ним на станцию правительственный по­езд из Глуховского ост­рова, и всех знатных, именитых гостей, участвовавших в пиршествах по случаю открытия дви­жения поездов на линии. Среди прибывших был и С. И. Мамонтов с доче­рьми, главный инженер строительства С. П. Чоколов, губернатор А. П. Энтельгардт и другие знаменитости.

Добавим ко всему это­му, что на том исакогорском банкете 17 ноября 1897 года Мамонтов держал речь, в которой высоко оценил труд рабочих-строителей, мастерство и изобретательность инженеров в борьбе с дикой природой северного края.

-Проложенная железная дорога из Ар­хангельска — сказал он — сыграет неоценимую роль в развитии и процветании хозяйст­ва и культуры народов Севера.

 

А.   ПАТАРУШИН, внештатный      коррес­пондент,  краевед, об­щественник.

 

Патарушин А. Сам Савва Иванович едет…//Авангард.- 1995.- 29 июня.-с.2

Добавить комментарий