Дама сдавала в багаж…

В известном стихотворении Самуила Маршака

Дама сдавала в багаж

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку….

   Что мы берем в дорогу отправляясь в поездку? Обычно спортивную сумку или рюкзак. А раньше верным спутником в дороге был сундук. Богатые люди брали с собой в путешествие целые обозы с утварью, посудой, одеждой.

   Технический прогресс с возможностью путешествовать на поездах и судах подтолкнул человека на изобретение более удобной и компактной «тары». Так французский мастер-дизайнер Луи Вюиттон  в 1858 г. на рынке представил  первые штабелируемые и водонепроницаемые дорожные сундуки — чемоданы, с внутренними  отделениями для аксессуаров. Мастер даже придумал, как защитить содержимое багажа от грабителей уникальным замком с двумя пружинами, который с успехом используется по сей день.

    Небогатые люди путешествовали с корзинами, коробами, плетенными из дранки, бересты или ивовых прутьев, так как они были дешевле деревянных.

    В «картонках», так называли картонные коробки, перевозили шляпы и шляпки.

    Большие огромные чемоданы-кофры, которые изготавливались из прессованного картона, пользовались популярностью у зажиточных людей, отправляющихся путешествовать за границу или на отдых, ведь кофра вмещала в себя целую гардеробную.

    В моде были саквояжи, которые шились сначала из ковровых тканей, затем из кожи. Саквояжи полюбились командировочным, учителям и врачам. 

    Пассажиры, путешествующие первым и вторым  классом, имели с собой дорожный несессер, с множеством отделений для мелких предметов гигиены, косметики, шитья, рукоделия и т.д. В нем могли перевозить сотни таких вещиц.

   В дорожных шкатулках-секретерах возили приспособления для письма, они имели и тайные отделения для важных бумаг.

   Интересно, что известный ученый-химик Д. И. Менделеев увлекался изготовлением дорожных сумок, которые с удовольствием покупали у знаменитого человека. Хобби ученого не пропало, даже когда он ослеп.

   В конце 19-го века, начале 20 –го века в России существовали кустарные мастерские, где изготавливались небольшими партиями  дорожные чемоданы, ящики и сундуки. Деревянное основание чемоданов, которое изготавливали из сосны, оббивали кирзой. Позднее дерево заменили легкой и дешевой фанерой. Затем основным материалом стала фибра — прессованный картон, изготавливаемый по особой технологии. Поверх основания натягивалась кожа или ткань, прикреплялась ручка, застежки-замки.  Для придания прочности чемоданы оббивались металлическими уголками.

Музейный фонд постоянно пополняется старинными предметами, в том числе сундуками и чемоданами.  Разнообразные по форме, технике изготовления и материалу они рассказывают о жизни маленькой станции, ее людях. Со временем, набитые ненужными вещами и фотоальбомами, чемоданы пылятся на антресолях и чердаках, возможно их пора отнести в музей, чему мы будем очень рады.

Дорожные чемоданы 1960-70-е, изготовлены в СССР
Деревянный чемодан – саквояж, конец 19-го – начало 20-го в.в.
  Легкий фанерный чемодан-шарманка, первая треть 20-го века. С ними отправлялись в рейсы железнодорожники. Слева внизу чемодан из натуральной кожи начала 20-го века, предположительно изготовлен в Германии.
Конец 19 –середина 20- го веков. От плетеной корзины –до портфеля из кожзама.

Большое спасибо Вавиловым Клавдии Яковлевне и Владимиру Ивановичу за подарок, а Пименовой Людмиле Николаевне  за сотрудничество и помощь!   У нас появился старинный деревянный окованный сундук, пополнился архив документов и фотографий.

Фото. Металлические ленты по краю крышки сундука украшены  изящной чеканкой .

Добавить комментарий