Дама сдавала в багаж…
В известном стихотворении Самуила Маршака
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку….
Что мы берем в дорогу отправляясь в поездку? Обычно спортивную сумку или рюкзак. А раньше верным спутником в дороге был сундук. Богатые люди брали с собой в путешествие целые обозы с утварью, посудой, одеждой.
Технический прогресс с возможностью путешествовать на поездах и судах подтолкнул человека на изобретение более удобной и компактной «тары». Так французский мастер-дизайнер Луи Вюиттон в 1858 г. на рынке представил первые штабелируемые и водонепроницаемые дорожные сундуки — чемоданы, с внутренними отделениями для аксессуаров. Мастер даже придумал, как защитить содержимое багажа от грабителей уникальным замком с двумя пружинами, который с успехом используется по сей день.
Небогатые люди путешествовали с корзинами, коробами, плетенными из дранки, бересты или ивовых прутьев, так как они были дешевле деревянных.
В «картонках», так называли картонные коробки, перевозили шляпы и шляпки.
Большие огромные чемоданы-кофры, которые изготавливались из прессованного картона, пользовались популярностью у зажиточных людей, отправляющихся путешествовать за границу или на отдых, ведь кофра вмещала в себя целую гардеробную.
В моде были саквояжи, которые шились сначала из ковровых тканей, затем из кожи. Саквояжи полюбились командировочным, учителям и врачам.
Пассажиры, путешествующие первым и вторым классом, имели с собой дорожный несессер, с множеством отделений для мелких предметов гигиены, косметики, шитья, рукоделия и т.д. В нем могли перевозить сотни таких вещиц.
В дорожных шкатулках-секретерах возили приспособления для письма, они имели и тайные отделения для важных бумаг.
Интересно, что известный ученый-химик Д. И. Менделеев увлекался изготовлением дорожных сумок, которые с удовольствием покупали у знаменитого человека. Хобби ученого не пропало, даже когда он ослеп.
В конце 19-го века, начале 20 –го века в России существовали кустарные мастерские, где изготавливались небольшими партиями дорожные чемоданы, ящики и сундуки. Деревянное основание чемоданов, которое изготавливали из сосны, оббивали кирзой. Позднее дерево заменили легкой и дешевой фанерой. Затем основным материалом стала фибра — прессованный картон, изготавливаемый по особой технологии. Поверх основания натягивалась кожа или ткань, прикреплялась ручка, застежки-замки. Для придания прочности чемоданы оббивались металлическими уголками.
Музейный фонд постоянно пополняется старинными предметами, в том числе сундуками и чемоданами. Разнообразные по форме, технике изготовления и материалу они рассказывают о жизни маленькой станции, ее людях. Со временем, набитые ненужными вещами и фотоальбомами, чемоданы пылятся на антресолях и чердаках, возможно их пора отнести в музей, чему мы будем очень рады.
Большое спасибо Вавиловым Клавдии Яковлевне и Владимиру Ивановичу за подарок, а Пименовой Людмиле Николаевне за сотрудничество и помощь! У нас появился старинный деревянный окованный сундук, пополнился архив документов и фотографий.