Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский
(семья — род Смирновых и род Казанских, жизнь, служение и т.п.).
Истоки святости
Весь православный мир в 2023 году отметил 150-летие со дня рождения священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского.
17 апреля (30 апреля по новому стилю) 1873 года в семье священника Павла Ивановича Казанского на свет появился первенец, названный при крещении Василием. Это радостное событие совпало с торжествами в честь 55-летия императора Александра II, вошедшего в историю под именем Освободителя и Реформатора.
Вряд ли стоит сомневаться в том, что совпадение дат казалось счастливым предзнаменованием родителям и близким новорожденного. Давайте попробуем представить жизнь сельского священника, окруженного любящей семьей, заботами о приходе, просветителя и подвижника в борьбе с расколом.
Нименский погост — красивейшее место Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Вот как об этом пишет в конце 19 века священник Иоанн Дмитриев: «Местоположение гористо и около сего прихода есть до 172 озер. Большее из них Нименское имеет в одну сторону 10, а в другую 4 версты. В оном озере есть остров в длину верста, а поперек полверсты, на котором церковь прежде была да и ныне еще есть здание, только упразднено уже годов 25. Да и при настоящих церквах расстоянием в 15 саженях от них есть озеро, называемое Боровое, длиною 2, а поперех полверсты.»[1]
На старых, чудом сохранившихся, фотографиях Нименского погоста видны два
храма, церковная ограда с крестами над могилами лиц духовного сословия, а за оградой большой деревянный дом, построенный Павлом Ивановичем Казанским. В некрологе отцу сщмч Вениамина дом предстает перед нами теплым и гостеприимным.[2] Заботы священника и матушки традиционны и понятны, о них достаточно подробно пишет о. Вениамин. Жаль не упоминает он о том, дружны ли были с крестьянскими детьми дети священника, какими были любимые игры, была ли их обязанностью заготовка грибов и ягод, о купаниях в озере Боровом, ловили ли рыбу, ходили ли в ночное…?
Вот что пишет биограф священномученика А.К. Галкин: «Умели ли дети священника ходить, плавать, бегать? Конечно, умели. Где еще священномученик мог получить такую физическую закалку, что легко водил народ в 20-ти — 30-ти верстные паломничества (в т. ч., ночные), как не в Нименском, вместе с крестьянской детворой?» Уточняет Александр Константинович вопрос с начальным образованием детей священника: «К 10 годам дети были готовы к поступлению в духовное училище, обучаясь не только дома, но и посещая Андреевское сельское училище, где много лет законоучительствовал Павел Иванович.»[3]
А.К. Галкин и А.А. Бовкало в книге «Избранник Божий и народа. Жизнеописание священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского» о годах учения Василия в Каргопольском духовном училище пишут: «Каргополь – самый древний город Олонецкой губернии – вплоть до 1920-х годов сохранял патриархальность Святой Руси. При населении, не превышавшем 3000 человек, в Каргополе имелось 7 приходов. Священник здесь окормлял не более 300–400 духовных чад, включая младенцев, и мог повседневно оказывать пастырское влияние на своих прихожан. Каргопольское духовное училище было открыто в 1809 году. Новое двухэтажное здания было построено на собранные средства и освящено 18 ноября 1882 года. Деревянный, на каменном фундаменте, дом с огромными окнами и широкими коридорами для прогулок, игр и гимнастических упражнений, стоял вблизи реки и собора. Выстроенное с такой заботой училищное здание послужило лишь четырем наборам воспитанников, включая курс Василия Казанского. В ночь на 9 сентября 1889 года оно сгорело, а 15 мая 1890 года в огне погибло и старое строение. Сгорел и весь архив Каргопольского духовного училища[4], невосполнимая утрата для нас -земляков, открывших имя митрополита в 90-х годах 20 века. Сколько интересных и важных фактов исчезло, но все — же некоторые данные дают возможность представить жизнь учащихся, оценить сложность предметов, познакомиться с личностями преподавателей.
Смотрителем училища был в то время кандидат богословия Николай Семенович Доброхотов, а помощником смотрителя с 14 августа 1884 года был двоюродный брат святителя Вениамина К.И. Казанский, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии. Хочется думать, что учеба в новом, благоустроенном здании училища, общение с Константином Ивановичем — «приветливым, благодушным, простым, очень словоохотливым…»[5] для Василия была легка, несмотря на жизнь в интернате и редкие поездки домой, разрешенные вероятнее всего лишь на Рождество.
А.К. Галкин и А.А. Бовкало в своих исследованиях приводят перечень предметов в училище: русский, церковно-славянский, греческий и латынь, арифметика и география, сведения об учителях. Заинтересовали нас этом списке данные об учителе пения Александре Стефановиче Хотеновском (род. 11 октября 1864-68 г.). Одновременно с преподаванием в духовном училище о. Александр 16 лет законоучительствовал в городском трехклассном училище. А когда в 1901 году при строившейся Зосимо-Савватиевской церкви в Няндоме был открыт самостоятельный приход, туда настоятелем и был назначен о. А. Хотеновский.[6] Освящение церкви в Няндоме 21 января 1902 года возглавил благочинный V округа Каргопольского уезда священник Павел Казанский.[7] После смерти о. П.Казанского священник Александр Хотеновский стал его преемником по благочинию. А мы, жители города, можем и сегодня полюбоваться домом священника, построенного вблизи храма, напротив пруда. Высокий и крепкий фундамент, фасад с фахверковым декором, аккуратный забор, за которым в любое время года ухоженный двор, летом удивляющий обилием ярких цветов. Чувствуется, что дом хранит память о прежних временах, о крестных ходах, колокольном перезвоне, о хозяине, служившем своему долгу верой и правдой. У многочисленных выпускников школы имени А.С. Пушкина осталась в памяти учительница Хотеновская Д.Б., внучка священника, вынужденная всю жизнь скрывать свое происхождение.
Учеба в Каргополе легла на благодатную почву. Не случайно Олонецкая духовная семинария приняла студента Василия Казанского на полное казенное содержание, как затем и Санкт-Петербургская духовная академия.
Изучая материалы о деятельности Вениамина в те годы, отмечаем, что религиозно просветительная деятельность, развиваемая в то время в Санкт-Петербурге, стала для Вениамина своеобразным продолжением дела отца Павла Ивановича Казанского. Масштаб города позволял посещать его беседы по объяснению Евангелия сотням страждущих в ночлежном доме, в Адмиралтейском соборе, в школе при пищебумажной фабрике братьев Варгуниных, в церкви Святых апостолов Петра и Павла при Обуховском заводе, в столовой при фабрике Штиглица, обществах трезвости.[8]
В 1897 году Василий окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, приняв в 1895году монашеский постриг с именем Вениамин.
С октября 1897 года Вениамин назначается преподавателем Священного писания в Рижскую духовную семинарию, затем инспектором в Холмскую духовную семинарию, в 1898 году инспектором в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, ректором Самарской духовной семинарии. Везде оставляет о себе воспоминания «как о кротком и скромном человеке, который вел дело крепкою рукой и вскоре достигал добрых результатов»[9].
В 70-х годах 20 века учащиеся школ Няндомы вместе с учителями и одноклассниками нередко путешествовали по городам нашей страны. Ольга Ивановна Тягульская, наша классная мама, не раз организовывала такие поездки. Благодаря этому мы побывали в Москве и Ленинграде, Хатыни и Смоленске, Набережных Челнах… До сих пор помню увиденный в Ленинградском ТЮЗе спектакль «Не бей девчонок!», музеи, храмы, елку в Кремле, встречу с мамой Ю.Гагарина, а еще матрасы в спортзалах школ-интернатов, где нам иногда разрешали останавливаться без лишних материальных затрат. Деньги на поездки складывались из взносов родителей и некоторой суммы, которую зарабатывали сами, сажая деревья, собирая лекарственное сырье, разгружая кирпичи. Нам все это было интересно, легко и весело. Мы, конечно, не задумывались о том, как это может отразиться на нашем будущем.
Воспоминание о моем детстве — лирическое отступление, оно вызвано тем, что оказывается архимандрит Вениамин во время службы в Самарской духовной семинарии, организовывал путешествия к достопримечательным и историческим местам и паломничества к святым местам Православной Руси. Возможно, учась на примере дяди, брата своей матери, в девичестве М.А.Смирновой, дочери священника Нименьгского погоста о. Александра. Василий Александрович Смирнов будучи смотрителем и преподавателем Старорусского духовного училища в 1902 году тоже организовал паломническую поездку учеников в Валдайский и Короцкий монастыри. Отсутствие свидетельств переписки дяди с племянником, не означает, что они не общались.
Симбирск, Москву, Троице-Сергиевскую лавру, Санкт-Петербург, Коневецкий монастырь, Валаам, Сердобль, водопад Иматру, Выборг, Кронштадт, Ораниенбаум, Петергоф, Волхов, Новгород, Старую Руссу, Рыбинск, Ярославль и Нижний Новгород посетили семинаристы со своим учителем. Подготовка к поездкам была серьезной, желающие путешествовать в течение года читали книги об истории мест, заблаговременно собирая деньги на поездку. Договаривался о. Вениамин о возможности приема преподавателей и семинаристов. В июне 1904 года состоялась последняя поездка архимандрита Вениамина с воспитанниками Самарской духовной семинарии в Саров на его личные средства. Пешком в лаптях он шел с семинаристами из Понетаевского монастыря в Саров, где будущие пастыри встретились со всенародным горем, людьми, спешившими сюда со всех концов Русской земли.[10]
12 октября 1905 года архимандрит Вениамин был назначен ректором Санкт-Петербургской семинарии. Огромный круг забот не помешал организации новых поездок. Неудивительно, что летом 1907 и 1909 годов о.Вениамин везет воспитанников на Север, на свою родину. Станция Няндома тогда уже появилась на карте страны, но поездом путешественники ехали, видимо только до Вологды, от Вологды по рекам Сухоне и Северной Двине до Белого моря и Соловецкого монастыря.[11] (Этим же путем в 1894г. ехали С.И. Мамонтов и С.Ю. Витте, знакомясь с окраинами страны решая вопрос о строительстве железной дороги на Север). Зато обратный путь семинаристы проделали поездом через Санкт-Петербург в Ярославль и Троице-Сергиевскую Лавру мимо Няндомы. Остановки в то время были длительными, наверняка успели путешественники рассмотреть еще новенькую станционную застройку: вокзал, жилые дома, храм Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, находящийся в непосредственной близости от вокзала. Обращает наше внимание А.К. Галкин и на то, что: «в окрестностях Санкт-Петербурга, в Вырице, имеется уникальная реплика храма «в олонецком стиле». Случайно или нет, но ее освящал в 1914 году епископ Вениамин. На фото, высланном нам Александром Константиновичем, видим строение, соответствующее проекту Няндомского храма. Стиль модерн читается в декоре и особенностях его конструкции, остроконечные вальмовые и полувальмовые завершения куполов храма, резные кронштейны, поддерживающие свесы кровли, высокий фундамент. Могу предположить, что в дороге, наблюдая из окон поезда станции новенькой дороги «в стиле английских коттеджей»,[12] выстроенных по проекту архитектора Л.Н. Кекушева, рассказывал о. Вениамин о том, как она строилась, о руководителе проекта С.И. Мамонтове — удивительном человеке, меценате и мечтателе. Уверена, что любовь к истории родного края давала возможность быть в курсе всего происходящего здесь.
Позднее паломничали они в Чернигов, в Полтаву и Царицын, откуда через Самару, Нижний Новгород, Владимир, Троице-Сергиевскую лавру… Хочется отметить, что маршруты эти, даже по современным меркам, не увеселительные прогулки по достопримечательным местам, а серьезные испытания на стойкость, физическую выносливость, показывающие без прикрас жизнь простых людей в разных ее уголках.
Много испытаний ждало впереди нашего земляка, будущего священномученика, но он, словно готовясь к ним, всегда был близок к страждущим, любил свой народ, отдавал все свои силы на его благо.
Готовясь к юбилею, мы говорим об этом на встречах и экскурсиях. В этой статье я ищу связь с людьми, оказавшими влияние на воспитание личности, на уроки добра, полученные в семье, на любовь к родной земле, ставшей источником силы, стойкости, местом получения благодати Божией.
Научный сотрудник краеведческого музея «Дом Няна»
Кузнецова Елена Васильевна
[1] ГИМ Ф.450 Д. № 698 «Сведения о приходах каргопольских»
[2] На службе Божией. Некролог //Олонецкие епархиальные ведомости. 1904, № 3. С. 67-74.
[3] ГААО Послужные списки П.И. Казанского (копии в краеведческом музее «Дом Няна»)
[4]Избранник Божий и народа. Жизнеописание священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского/ А.К. Галкин, А.А. Бовкало
[5]Избранник Божий и народа. Жизнеописание священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского/ А.К. Галкин, А.А. Бовкало стр
[6]Избранник Божий и народа. Жизнеописание священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского/ А.К. Галкин, А.А. Бовкало стр
[7]Копия рапорта о совершении освящения новоустроенного храма на станции «Няндома» января 23 дня 1902 года №44( копию в музей передал благочинный этого храма о. Олег Ежов)
[8]Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова/ Архимандрит Дамаскин (Орловский). – Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2019.- 352с.стр.23
[9] Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова/ Архимандрит Дамаскин (Орловский). – Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2019.- 352с.стр.27
[10]Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова/ Архимандрит Дамаскин (Орловский). – Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2019.- 352с.стр.47
[11] Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова/ Архимандрит Дамаскин (Орловский). – Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2019.- 352с., стр.54
[12] Московский архитектор Лев Кекушев/М.В. Нащокина;Рос.Акад. архитектуры и строит. наук, НИИ теории и истории архитектуры градостроительства.-Санкт-Петербург:Коло,2012.-504, стр.103
Один комментарий к “Е.В Кузнецова”