История православных приходов, церквей и часовен Русского Севера.
Возрождение пятого благочинного округа
Цель данного доклада: показать нерушимую связь не только времени как истории, но культуры и духовности.
Наша Русская земля восприняла основы веры две тысячи лет назад. Святой Апостол Андрей Первозванный, ученик Христов, просвятил не только юг русской земли, но, по преданию, и север нашего отечества. Здесь мы можем проследить связь времен Апостольского служения и просвещение нашего родного Севера (Новгород, а из него и все наши земли). Дана возможность и нам прикоснуться к величайшему кладезю Духовного и бесконечно культурного, так как это неразрывно вплетено друг в друга. Преемственность можно проследить и в наше время. Начало церковной жизни Няндомы, как Божьего присутствия, начинается с переписки руководителя Ярославской железной дороги с правящим Архиереем. Главной причиной обращения была духовная нужда людей труждающихся на железной дороге и в силу оторванности от городов, не имеющих возможности отправлять свои духовно-нравственные потребности. Конечным результатом стало благословение, а позже и строительство Божьего храма. В период с 1900 по 1902 годы был заложен и освящен храм в честь святых преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Чудотворцев. Этот храм строили и в нем служили замечательные люди. Павел Иоанович Казанский и Александр Стефанович Хотеновский. Но пришли времена лихолетья. Насаждались новые идеалы и новая мораль, и в них не было места духовно-нравственным нуждам людей. Вместе с новыми идеалами пришло забвение и разрушение культурно-нравственных скреп. Время идет, а жажда растет и становится мучительной. Вновь пришло время: в 1997 году инициативная группа людей г. Няндомы, имея жажду в духовном, обратилась к правящему Архиерею с просьбой дать им пастыря. Так началось возрождение Няндомы. В 1999 г. был освящен первый домовый храм в честь митрополита Петроградского Вениамина, была отслужена первая служба. После, в этом же году был передан старый храм святых преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Его состояние было ужасным, так как само здание церкви было и общежитием, и судом, и домом пионеров. Изменения были колоссальными, попытка обезличить храм удалась. После передачи приход взялся за дело и уже в 2000 году Рождество Христово мы служили первую литургию. С этого момента началось возрождение храма и Няндомского района. Вместе с Няндомой возродилось и пятое благочиние: Няндома – храм преподобных Зосимы, Савватия и Германа, соловецких чудотворцев, Андреевская — храм Преображения Господня, Шултус — храм святых Петра и Павла, Шестиозерье — храм в честь Иоанна предтечи, Бурачиха — домовый храм Матерь Божья Казанская, Ступино — храм Ильи Пророка, Канакша — Троицкий храм, Свято-Богоявленская Елгомская пустынь — мужской монастырь, Моша — храм Рождества Пресвятой Богородицы, Воезеро — Преображенский храм, Лимь – храм Матерь Божья Казанская, Верала – храм Николая Чудотворца, Мехреньга – храм Святителя Николая чудотворца, а так же храм в честь священномученика митрополита Вениамина Петроградского освящен в мкр. Каргополь-2 в 2021 г. Благочиние приросло частью Коношского и Вельского районов (храмы в Волошке и Тегре, Верхнепуе). И так, резюмируя все ранее сказанное, мы можем увидеть промысел Божий в преемственности времени, истории и духовного апостольского служения
Во-первых: святой мученик Вениамин из северной глубинки просвещал город Петров, а Вашему покорному слуге Бог позволил, благословив, прикоснуться к возрождению северной глубинки. На служение меня благословил человек, который носил посох за Владыкой Вениамином, а позже стал известным старцем Николаем Гурьяновым.
Во-вторых: по их благословению наш город дал целую плеяду священнослужителей, которые несут службу не только в нашей епархии и нашем благочинии, но и на Кубани, в Ростовских весях.
В третьих: осталось только исполнить последний завет Павла Казанского и Вениамина Петроградского — это школа!
О.Олег Ежов, благочинный 5 округа.
Один комментарий к “Олег Ежев”