История православных приходов, церквей и часовен Русского Севера.
«Православное Прионежье»
Православные обители на Русском Севере до конца XVI века подчинялись Новгородской архиепископии. С введением в 1589 году патриаршества все епархии перешли под управление Патриарха. Вопрос об образовании самостоятельной епархии на территории Архангельского Севера обсуждался на церковном Соборе в 1667 году.
Постановлением Собора 1682 года была учреждена Холмогорская и Важская епархия. В 1735 году вышеназванная епархия переименовывается в Архангелогородскую и Холмогорскую. Одновременно в епархии стали создаваться уездные духовные правления, ставшие органами управления церковной жизнью в уезде. Уезды делились на десятины, получившие с 70-х годов XVIII века название благочиний. Благочинный осуществлял надзор за состоянием церковных служб в приходах, качеством духовных проповедей, настроением прихожан и духовенства.
По указу правительствующего Синода от 15 марта 1787 года Архангелогородская и Холмогорская епархия объединились с Олонецкой и были переименованы в Архангельскую и Олонецкую епархию. С упразднением в 1796 году Олонецкой губернии епархия вновь стала называться Архангельской и Холмогорской. С этого времени её территория находилась в пределах Архангельской губернии до 1918 года.
Первые сведения о церквях некоторых Онежских приходов и причте имеются в Сотной 1556 г. и Сотных 1561-1562 гг. Всего, по данным этих источников, в середине XVI века существовало 12 приходов, располагавшихся на территории современного Онежского района.
1. Волость Ордомский погост на Владычне – церковь Николы Чудотворца.
2. Волостка Рагонима – церковь Пророка Ильи на городке.
3. Волостка у Турчасовского посаду – церкви Николы Чудотворца и Преображение Спасово.
4. Волостка у Покрова пречистые на Прилуке – церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
5. Волостка Пияла – церковь Климента Папы Римского.
6. Волостка Чекуево – церковь Преображение Спасово.
7. Волостка у Петра Святого над порогом – церковь Петра и Павла.
8. Волостка Устьонежская – церкви Успения Пречистые и Николы Чудотворца.
9. Волостка по реке Тамице, в Кянде погост – церковь Петра и Павла.
10. Волостка на усть Пурнемы реки – церковь Николы Чудотворца.
11. Волостка Куша – церковь Успения Пречистые.
12. Волостка Нименга – церковь Преображение Спасово.
Другими известными источниками, в которых имеются упоминания о церковных приходах и причте XVI-XVIII веков, являются: дозор Турчасовского стана 1615 г., писцовая книга 1621-1622 г., дозорная книга 1648 г., писцовые книги Крестного монастыря XVII века; переписные книги 1712 и 1718 годов, а также различные сведения о церквях и священно церковно служителях XVIII века, находящиеся в фондах ГААО (Архангельск), ГАНО (Великий Новгород), НАРК (Карелия), РГАДА (Москва).
Первые подробные сведения о церквях онежских приходов приведены в документах из фондов ГААО за 1803 год: «Опись церковного имущества по Онегской округе» и «Клировые ведомости приходов по уездам Архангельской Губернии». В этих документах указаны даты постройки церквей, но то, что это даты постройки самой первой церкви того или иного прихода, утверждать нельзя. Деревянные церкви неоднократно горели, а взамен сгоревших строились новые.
В дохристианские времена население молилось языческим богам, и обряды свои оно проводило в специальных местах – святилищах. После крещения Руси и принятия Христианства на этих местах стали устраиваться христианские церкви. На Север новая вера пришла в X веке вместе с новгородцами, осваивавшими новые территории. Постепенно православие вытеснило язычество, и под его влиянием сложилось новое мировоззрение.
Продвигаясь на Север, открывая новые земли, человек в суете дел своих не забывал и о душе. Обычно на новом месте в поселении ставили крест, и при нём размещали иконы. Для защиты от дождя и снега возводилась двускатная крыша, затем строились стены, и таким образом появлялась часовня, где человек мог бы побыть наедине с Богом. Со временем над часовней пристраивалась главка с крестом, и сооружение напоминало уже небольшую церковь. Богослужение в них было упрощённым, так как получить разрешение епископа на священническую деятельность в полном объёме из-за удалённости было сложно. Священника и старосту выбирали из своей среды. В более населённых местах вслед за этим начинали строить храм.
Место для храма строители старались выбрать такое, чтобы архитектурные формы и окружающий пейзаж представляли собой единое целое. Храмы строились деревянные, различных видов. В XVI-XVII веках различались два вида постройки церквей – «клетски» и постройка «вверх». В первом случае предполагалось строительство храма в виде прямоугольного здания с двускатной высокой крышей, на которой устанавливалась маковица – главка с крестом. Во втором случае термин «вверх» обозначал устройство покрытия шатром, что являлось отличительной чертой русского деревянного зодчества. Такие храмы наши предки возводили как можно выше. В XIX-XX веках на Севере началось строительство каменных церквей.
Уникальным был огромный многоглавый деревянный летний собор Успения Пресвятой Богородицы в городе Онеге. Многоглавие кубоватого Успенского собора роднит его с древними храмами Подпорожья, Чекуево и Турчасово, но всё же, этот собор являлся единственным в своём роде.
Могучий храм величественным массивом возвышался над всей застройкой Онеги. Рядом с собором стоял ещё один пятиглавый деревянный зимний храм с трапезной Св. Николая Чудотворца. Соборный храмовый комплекс древних Онежских храмов можно рассматривать как пример онежского тройного ансамбля XVII в. Вместе с колокольней, стоявшей рядом, оба кубоватых храма составляли величественный, многоглавый православный центр Онеги, достойно представлявший Православную Русь на берегу Белого моря.
Множество уникальных деревянных храмов находилось в своё время во всех церковных приходах. До настоящего времени из них сохранились единицы. Навсегда исчезли величественные деревянные храмовые ансамбли села Мардинское (Чекуевский приход), села Макарьино (Кожский приход), каменная церковь во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости и Святого Великомученика Георгия Победоносца в селе Клещево, выстроенная в Византийском стиле и множество других деревянных церквей.
Как мы уже говорили, приходы объединялись в благочиния, границы которых в середине XIX века нередко частично менялись. Так, например, некоторые приходы, числящиеся в конце XIX века в третьем благочинии, в 1850-х годах входили в состав четвёртого благочиния.
В 1890 году территория Онежского уезда делилась на четыре благочиния, в которые входило 35 приходов, из них 26 находились на территории современного Онежского района. Из остальных девяти приходов пять, Дениславский, Пабережский, Шелековский, Биричевский, Ямецкий, располагались в современном Плесецком районе, три, Пушлахотский, Летнезолотицкий, Дураковский, в Приморском, и один Владыченский приход – на территории двух районов Плесецкого и Онежского. Несколько позже в Онежском уезде было открыто ещё пять приходов: 1892 г. – Нижнемудьюжский; 1894 г. – Покровский и Корельский; 1898 г. – Клещевский. Последним в 1913 г. был открыт Фехталимский приход.
После Октябрьской революции 1917 года в России началась планомерная борьба с религией. Происходило повсеместное гонение и преследование священноцерковнослужителей, закрытие храмов и их уничтожение. Повсеместное закрытие церквей в Онежском уезде началось в конце 20-х — начале 30-х годов XX века. Многие здания церквей после закрытия передавались органам местной власти для использования под культурные цели (для размещения сельских клубов); для сельскохозяйственных нужд (зернохранилища, ветеринарные пункты); для размещения школ крестьянской молодёжи. Ниже для примера мы приведём краткие сведения о закрытии некоторых церквей Онежского уезда.
Одной из первых была закрыта церковь Рождества Христова в Порожском приходе. Постановлением Архангельского губернского исполнительного комитета от 23.01.1929 г. церковь была закрыта «в виду ветхости».
Зимняя деревянная церковь Вознесения Господня Тамицкого прихода по постановлению президиума Северного краевого исполнительного комитета от 03.01.1930 г. была передана «под школу крестьянской молодёжи».
Церковь Рождества Христова Пурнемского прихода по постановлению президиума Северного краевого исполнительного комитета от 23.02.1930 г. была передана «для народного клуба и ветеринарного пункта».
Онежский Свято-Троицкий собор по постановлению малого президиума Северного краевого исполнительного комитета от 21.05.1930 г. передавался «под культурные нужды».
Большую роль в православной жизни России играли монастыри. В средние века они являлись культурным центром христианского мира и вели основную работу по распространению христианской религии. Монастырская колонизация Русского Севера началась в XV-XVII в. Предшественниками некоторых монастырей являлись пýстыни, образованные лицами, решившими посвятить себя уединённой монашеской жизни.
На территории современного Онежского района в различные годы существовало несколько монастырей.
1. Сырьинская пустынь. Основана в конце XIV века преподобным Кириаком, впоследствии принявший монашество с именем Кирилл. В первой половине XVII века имела статус монастыря. Со второй половины XVII века пустынь была приписана к Онежскому Крестному монастырю. В 1764 г. пустынь была упразднена, а храмы приписаны к Верхне-Мудьюгскому приходу. В конце XVIII – начале XIX века из пустыни был образован Сырьинский приход.
2. Кожеозерский монастырь. Первоначально был обителью священноинока Нифонта. В 1565 году к нему пришёл новый отшельник Сергий, которого Нифонт постриг в монашество, назвавши Серапионом. Поэтому принято считать, что Кожеозерский монастырь был образован в 1565 году. В 1764 году монастырь был закрыт, и образована Кожеозерская пустынь, приписанная к Прилуцкому приходу. С 1850-х годов началась вторая жизнь монастырской обители, закончившаяся в период Гражданской войны 1918-1920 гг.
3. Крестный монастырь. Основан в 1656 году Патриархом Всея Руси Никоном в знак своего спасения на острове Кий в 1639 году во время пути по Белому морю из Соловецкого монастыря. Монастырь планомерно застраивался и развивался. Основные каменные здания на Кий-острове были возведены в короткий промежуток времени: формирование ансамбля монастыря завершено уже к концу XVII в. Вблизи каменных зданий было построено много деревянных, хозяйственных и жилых сооружений. Это неотъемлемые элементы планировки ансамбля Крестного монастыря. Прекратил свое существование после окончания Гражданской войны 1918-1920 гг.
4. Юрьегорская пустынь. Самая удалённая и труднодоступная обитель на Русском Севере. Она находилась на берегу озера Монастырского – одного из небольших озер, объединяемых течением реки Илексы, впадающей в Водлозеро. Основал её пострижник и подвижник Соловецкой обители преподобный Диодор. В 1721 году Юрьегорская пустынь была приписана к Спасо-Каргопольскому монастырю, но в 1727 году вновь обрела самостоятельность. В 1764 году монастырь преобразован в Юрьегорский приход.
В период советского времени практически все церкви и монастырские строения Онежского района были признаны памятниками архитектуры и взяты под государственную охрану. Как они охранялись, можно было судить по их плачевному состоянию. До настоящего времени дожили единицы. В Онеге сохранились каменные храмы: Свято-Лазаревская церковь и Свято-Троицкий собор. Остатки других каменных храмов можно сегодня увидеть в деревнях Вонгуда, Порог, Прошково. Деревянные храмы частично сохранились в некоторых деревнях района. Наиболее известные и посещаемые туристами старинные храмы находятся в деревнях Ворзогоры, Пияла, Пурнема, Гора Жеребцова (Подпорожье), Турчасово. Одной из деревянных церквей, находившихся на территории Онежского района, повезло больше всех. Церковь Вознесения Господня (1669) – деревянная пятиглавая церковь с шатровой колокольней (яркий образец так называемого «кубоватого» храма из поморского села Кушерека) была перевезена в один из лучших музеев России под открытым небом – музей деревянного зодчества «Малые Корелы».
В 2006 году в деревне Ворзогоры местные жители на свои средства стали перекрывать крышу у колокольни. Вскоре, узнав об этом, им стали помогать прихожане московских храмов. Через год возник проект «Общее дело», участники которого, добровольцы, начали заниматься делом возрождения деревянных храмов Русского Севера. Местные жители также стали принимать активное участие в этом проекте и после выезда очередной экспедиции продолжают заботиться о возрождении своих святынь. Все они с гордостью осознают, что восстановление и сохранение для потомков древних святынь Православия и памятников архитектуры деревянного зодчества началось именно на Онежской земле.
Елфимов Василий Валентинович, действительный член АЦ РГО, краевед
Используемая литература и источники:
- Архангельские епархиальные ведомости. № 23. 01.12.1913. С.1.
- ГААО. Ф.352. Оп.1. Д.1058. ЛЛ.196-197.
- ГААО. Ф.462. Оп.1. Д.10. Л.230.
- ГААО. Ф.р621. Оп.1. Д.45. ЛЛ.6об.-7; 173об.; 664.
- Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии, выпуск III, Уезды: Онежский, Кемский и Кольский. Издание Архангельского Епархиального Церковно-археологического Комитета. Архангельск, 1896. С.12; 53; 59; 467-468.
- Крестный монастырь, основанный патриархом Никоном. Исторический очерк. С-Петербург, 1894. С.9-18.
- Православие на Архангельской земле: XVII-XX вв. // Архивные документы и исторические материалы. Хрестоматия. // Под общей редакцией А.А. Куратова. Архангельск, 2005. С.11-14; 80-83.
- Соборы.ру. Сырья. Кирилло-Сырьинский Успенский монастырь. URL: https://sobory.ru/article/?object=19592 (дата обращения 11.10.2020).
- Сотная на Турчасовский стан Каргопольского уезда с книг письма Я.И. Сабурова и И.А. Кутузова. 1556 г. // сост. Ю.С. Васильев. // Социально-правовое положение северного крестьянства (досоветский период). Вологда, 1981. С.95-136.
- Сотные на волости Каргопольского уезда с книг письма Никиты Григорьевича Яхонтова 1561-1562 года. // Северный Археографический сборник. Выпуск 2. // Северные писцовые книги, сотницы и платежницы XVI в. Вологда, 1972. С.414-474.
Один комментарий к “Елфимов Василий Валентинович”