История православных приходов, церквей и часовен Русского Севера

Мошинский приход: история и настоящее

1.ИЗ ИСТОРИИ  МОШИ  и  МОШИНСКИХ  ЦЕРКВЕЙ.

Первое упоминание о волоках и  погосте на Моше прописано в Уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича в 1137 году. В Уставной грамоте упоминается 28 погостов, выплачивающих дань новгородскому князю. Волок на Моше очень важен, так как связывал новгородское княжество с его северными территориями. Путь новгородцев к волоку на  Моше начинался с реки Онеги, откуда они входили в устье реки Моши. Далее их путь пролегал по водам реки Моши и с севера  новгородцы  входили в Мошинское озеро и направлялись к его южному краю. Как отмечал Н.А. Макаров (экспедиция под его руководством проводилась в Моше в 70-80-е годы 20 века), возможно ориентиром к нему мог служить установленный ещё в 9-10 веке крест, а затем часовня, которую со временем заменила деревянная церковь. Сейчас это место называется Ильинским островом. Здесь находится  Ильинская церковь, построенная в 1874 году.  В конце 19 века церковь была обшита досками и покрашена благодаря стараниям церковного старосты Маликова, о  чём свидетельствует закладная доска с надписью, обнаруженная здесь в 90-х годах 20 века. Сейчас  Ильинский  храм нуждается в реставрации, проведена его частичная консервация.

1137 год считается годом основания  Моши. В 2012 году, когда Моша отмечала  875-летний  юбилей, благодаря стараниям краеведа  Б.Л. Грушко, в память о  первом упоминании волока на Моше при въезде в деревню  Погостище был установлен и освящён Поклонный крест.

Главным селением  всей  Моши  был остров Погост. Название Погост означает:  большое селение с церковью и кладбищем (погостом). Первый построенный здесь храм был освящен  во имя святителя  Николая Чудотворца. Приход назывался Никольским (теперь Мошинский). Озеро, которое теперь называется Мошинским, тоже носило название Никольского.  В приход входили все  деревни  (90) по рекам  Моши,  Лими и берегам озера.

Церковь Николая Чудотворца была деревянной. В  1844 году от молнии она сгорела.

В 1871 году построена каменная с пределами великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей, с каменной колокольней. Церковь была  с печным отоплением. Службы в ней велись в  течение всего  года. В 30-е годы 20 века эта церковь была разрушена.

По сведениям за 1857 год, в царствование императора Александра 2 на Погосте была ещё одна церковь – Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1822 году тщанием прихожан. Церковь имела три предела:  Рождества  Богородицы,  Александра Ошевенского, а так же, Флора и Лавра. Церковь каменная. Церковные службы проходили в ней и  в холодное время года.

В 1857 году  Никольскому приходу, кроме церквей Рождества Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Ильинской церкви, принадлежало 9 часовен. Службы в них проходили в теплое время года и в престольные праздники.

2.ПАВЕЛ  ИВАНОВИЧ  КАЗАНСКИЙ — БЛАГОЧИННЫЙ  5 ОКРУГА.

Олонецкая епархия выделилась из Новгородской митрополии именным указом Екатерины II от 26 февраля  1764 года. Несколько раз менялось её название, пока 21 апреля 1828 года не вышло высочайшее повеление «быть в Олонецкой губернии особой епархии».

22 мая 1828 года и была образована самостоятельная Олонецкая епархия.

Каргопольский  уезд входил в состав Олонецкой губернии. 5 благочинный округ в Каргопольском уезде занимал площадь нынешнего Няндомского района. В него входили приходы:  Няндомский, Мошинский, Нименгский, Воезерский, Мехренгский, Лимский,  Канакшанский, Шежемский и Елгомский.

Благочинным 5 округа в течение  15 лет (1888 – 1903) был Павел Иванович Казанский (1840 – 1903). Павел Иванович в 1861 году окончил Олонецкую духовную семинарию. Сначала он был учителем Нименгского сельского училища. А в 1863 году рукоположен в священники Нименского прихода,  стал его настоятелем. В семье П.И.Казанского, кроме дочери Анны, было три  сына:  Василий (известный как священномученик  Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский), Александр и Григорий, ставшие священниками.

Как благочинный отец Павел приложил немало трудов для реставрации храмов, открытия церковных школ, педагогической деятельности.  В конце 19 века на территории нынешнего Няндомского района находились четыре волости: Андреевская, Большесторонская, Воезерская и Фатьяновская.  Фатьяновская волость была наиболее многочисленной по населению и территории. Сам благочинный Павел Иванович проживал в самой небольшой по численности населения Андреевской волости.  

Как благочинный, он понимал, что наиболее подходящей волостью для строительства церковно-приходской школы была  Фатьяновская волость. В 1897 году в Фатьяновской волости была открыта  Мошинская  двухклассная церковно-приходская школа.

3.КОНСТАНТИН  ИВАНОВИЧ  МЕГОРСКИЙ.  МОШИНСКАЯ  ВТОРОКЛАССНАЯ  ЦЕРКОВНО – ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА.

Во второй половине 19 века молодой священник  Константин Иванович Мегорский, окончивший Олонецкую  Духовную семинарию по первому разряду, направляется для  служения в Мошинский приход  Каргопольского уезда. Прибыв в  Мошу, отец Константин  (Мегорский) застал начало развития школьного образования в России. С 1875 года он становится законоучителем, связав на всю жизнь свою судьбу с народным образованием.

18 мая 1896 года волостной сход по заявлению  крестьянина  Василия Матвеевича Дойкова постановил: «Имею в виду все удобства к открытию в  Мошинском приходе  второклассной церковно-приходской школы и ту пользу, которую, несомненно, могут получить от неё дети крестьян нашей многочисленной  Фатьяновской волости и рядом с нею  Воезерской, просить  Каргопольское уездное отделение  Олонецкого Епиархального училищного совета устроить в нашем Мошинском приходе второклассную церковно-приходскую школу, для чего мы, крестьяне, жертвуем необходимое по смете количество сосновых бревен, камня, глины и песку и участок земли в количестве 3 десятин, принадлежащих всей  Фатьяновской волости на берегу  Мошинского озера»

В 1897 году началось строительство школы. А пока школа строилась было снято помещение с  ежегодным  ассигнованием на её содержание по 1500 рублей. Таким образом, школа была открыта уже в 1897 году.  В 1900 году было построено новое здание,  в котором впоследствии размещалась  Мошинская средняя школа.

Строительство велось при непосредственном и активном участии священников  К.И. Мегорского, благочинного П.И.Казанского, а  также В.М.Дойкова, ставшего главным пожертвователем и попечителем  Мошинского прихода и церковной школы. Очень  весомую помощь оказывал епиархальный наблюдатель церковных школ  Николай  Кириллович  Чуков (1870 – 1950), будущий митрополит Ленинградский и Гдовский Григорий.  Председателем комиссии, следившей  за строительством школы, был благочинный священник  Павел Казанский.

Школа была построена недалеко от храмов Рождества Пресвятой Богородицы и  Николая Чудотворца на острове Погост.

Первый класс являлся начальной школой. В нем обучались все желающие мальчики и девочки, проживающие в ближайших деревнях. Срок обучения – 3 года. В 1897 году обучался 41 ученик, из них две девочки.

Во второй класс набирали юношей уже получивших начальное образование, в нем готовили учителей для школ  (одноклассных).

Заведующим  второклассной  церковно-приходской школой стал священник Константин Иванович Мегорский  (1835- 1914), настоятель Мошинского прихода.  Константин Иванович Мегорский  очень много сделал для развития  Мошинского прихода. Одной из отличительных черт отца Константина как священника является  его миссионерский взгляд на пастырское служение. Как  настоятель он заботился об укреплении веры на территории прихода  и, как миссионер он видел другой путь обращения к прихожанам – через школу. Церковь всегда шла по пути не только обучения, но и воспитания. Именно из-за этого подхода в церковных школах преподавали только  учителя, окончившие церковные учебные заведения или учителя, прошедшие особый экзамен, допускавший их к преподаванию в церковно-приходских школах. До открытия второклассной церковно-приходской школы у  К.И.Мегорского уже был опыт по просветительской деятельности. При  храме на острове Погост он открыл приходскую школу, которая работала с  1886 года, была она малочисленной, обучались в ней дети прихожан.

К.И. Мегорскому  очень близок был по духу, по своей деятельности священник Павел Иванович Казанский, благочинный Мошинского прихода. Их совместная деятельность и привела к таким замечательным результатам.

Церковно-школьная система Олонецкой епархии была признана одной из лучших в Российской империи. Частью этой системы являлась второклассная школа Каргопольского уезда в Моше.

Особый вклад в создании школы внёс епархиальный наблюдатель церковных школ Николай Кириллович Чуков (1870 – 1955). В Олонецкой Духовной семинарии он  учился вместе с  Василием  Казанским, будущим священномучеником  Вениамином, митрополитом Петроградским и  Гдовским.

 Он неоднократно посещал Мошинскую школу, много внимания уделял её работе в своих отчётах, писал о её деятельности в епархиальной газете.

При школе было построено общежитие для учащихся из отдаленных деревень и дома для проживания учителей. Учащиеся  изучали  Закон Божий, церковную историю, церковное пение, русский язык, церковнославянский язык, историю, географию, арифметику. Мальчиков обучали столярному и переплетному делу, девочек – швейному делу.

Выпускники  школы, окончившие её на «отлично» и  «хорошо», удостаивались звания учителей школы грамоты. Заведующий школой  К.И.Мегорский  сделал всё, что было в его силах, чтобы выполнить предписание Синода по открытию школы: подобрал   и помещение для школы и общежития, пригласил на работу учителей и обеспечил их квартирами, снабдил школу инвентарём и  школьными принадлежностями.

 Первыми учителями, которые начинали работать в Мошинской школе, были Николай Федорович Покровский, Александр Владимирович Ильинский.

В 1897 году, кроме Мошинской  двухклассной школы, была открыта  одноклассная  церковно-приходская школа в деревне  Будринская. Она стала третьей школой, основанной настоятелем К.И. Мегорским.

Вторым священником в  Мошинском приходе был  Стефан Иванович Ильинский. Он стал заведующим  Будринской  одноклассной  школой. В течение  29 лет, с  1885 года по 1914 год, Стефан Иванович вел учительскую деятельность, совмещая её со своими прямыми обязанностями священнослужителя храма Рождества Пресвятой Богородицы, а также  впоследствии с трудами настоятеля и благочинного Мошинского прихода и округа. Отец Стефан  являлся достойным преемником своего наставника, священника К.И. Мегорского.

В начале 20 века  Константин Иванович  Мегорский  уходит на покой. С.И.Ильинский становится настоятелем  Мошинского  прихода.

Вместо К.И. Мегорского заведовать Мошинской школой стал священник Николай Ильич  Кенозерский.  Дочь  К.И.Мегорского, Анна Константиновна, вышла замуж за заведующего Мошинским двухклассным училищем Министерства народного образования (деревня Логиновская) Семена Николаевича Флоровского.  К.И. Мегорский  несколько лет преподавал  Закон Божий в этом училище, жил  в семье Флоровских. В  1914 году К.И.Мегорский  получил свидетельство на право ношения серебряного нагрудного знака «За заслуги в просветительской деятельности».

 В 1914 году Константин  Иванович  Мегорский  умер.

Благочинным  5 округа после  смерти П.И. Казанского становится Александр Стефанович Хотеновский. Позже место благочинного займет С.И. Ильинский.

4. ГОНЕНИЯ  НА ЦЕРКОВЬ  В 30-е ГОДЫ  20 ВЕКА.

Революция 1917 года резко и отрицательно сказалась на развитии церковной жизни. Положение церквей, приходов по всей стране ухудшилось.  Они массово  стали закрываться, их грабили, взрывали, топтали и рушили церковные святыни. Не обошла эта участь и Мошинский приход.

Мошинская  второклассная церковно-приходская школа работала 20 лет. В  1918 году она прекратила свое существование. Но… на её базе была открыта  школа рабоче-крестьянской молодежи.  Закон Божий был заменен историей КПСС.

Мошинский приход  Рождества Пресвятой Богородицы пережил школу ещё на 20 лет. В 30-е годы приход попал под каток репрессий. В 1931 году был арестован священник Николай  Петрович Петров, который при  отце Стефане  Ильинском служил диаконом.        В  20-е годы он уже лишался избирательных прав за принадлежность к духовенству. В 1931 году Николай Петрович выслан в город Мезень на 3 года. После освобождения служил в городе  Няндома в приходской церкви. В 1938 году отца Николая вновь арестовали.

По постановлению тройки УНКВД священник Петров приговорен к заключению в ИТЛ на 10 лет. Дальнейшая его судьба неизвестна. Реабилитирован Н.П.Петров  в 1969 году.

В 1936 году были арестованы священник Тихон Успенский, диакон Иван Мархилевич и церковный сторож Федор Шахов по обвинению в  «контрреволюционной агитации» как участники  «контрреволюционной группировки церковников».

Тихон Константинович Успенский родился в 1874 году. Окончил учительскую школу, работал учителем. В 1915 году он был рукоположен во священники храма Рождества Пресвятой Богородицы в  Моше (деревня Погост). Позже стал настоятелем прихода.

21 декабря 1936 года  отец Тихон был арестован. 13 июня 1937 года Т.К. Успенский был приговорен на 5 лет ИТЛ. Дальнейшая его судьба неизвестна. Реабилитирован в 1989 году.

Диакон Иван Михайлович  Мархилевич родился в 1889 году в деревне Грудиха. В 1906 году окончил 2 курса  Духовной семинарии, до 1912 года пребывал в монастыре. С 1914 года служил в Мошинском  приходе сначала псаломщиком, а затем диаконом. Был арестован 21 декабря 1936 года. В июле 1937 года по приговору Северного областного суда лишён свободы на 6 лет. Наказание отбывал в ИТЛ поселка  Талаги  Архангельской области. 5 мая 1941 года умер в местах лишения свободы. В 1992 году реабилитирован посмертно.

Церковный  сторож  Федор  Иванович  Шахов родился в 1868 году в деревне  Кирилловская  Каргопольского  уезда.  Проживал  в деревне Погост, где трудился при приходском  храме.  21 декабря 1936 года он был арестован. В июне 1937 года по приговору Северного краевого суда заключён в  ИТЛ на 3 года. 19 июня 1938 года  Ф.И.Шахов умер в лагере. Реабилитирован в  1992 году посмертно.

Последним был арестован председатель церковной двадцатки, староста прихода Петр Матвеевич  Ковырзин. Он родился  в 1880 году,  проживал в деревне  Полинская. Трудился при храме Мошинского прихода.  6 февраля 1937 года арестован по  обвинению в « контрреволюционной   деятельности» как участник «контрреволюционной группировки церковников». 9 июня 1937 года по приговору Северного краевого суда заключен в  ИТЛ  на  4 года. Наказание отбывал в Няндомском ИТЛ. 25 июня 1938 года умер в местах лишения свободы. В 1992 году реабилитирован  посмертно.

С  1937 года Мошинский приход   был закрыт. Один из храмов, храм Николая Чудотворца, подвёргся разрушению. Храм Рождества Пресвятой Богородицы из-за трудности разбора был превращён в склад. Деревянный храм на Ильинском острове и часовня в деревне Мостовая тоже были превращены в склады. Другие часовни со временем разрушились сами.

Так репрессии против церквей и церковнослужителей обернулись разрухой храмов и разрушением духовной жизни.

5.ВОСТАНОВЛЕНИЕ  ЦЕРКОВНОЙ  ЖИЗНИ. РЕСТАВРАЦИЯ  ХРАМА.

МОШИНСКИЙ  ПРИХОД   В НАСТОЯЩЕЕ  ВРЕМЯ.

Долгое время разрушенная церковь Рождества Пресвятой Богородицы смотрела пустыми проемами окон в воды Мошинского озера. Разрушались от времени и непогод  стены и крыша. А крест на маковке сиротливо вопрошал: когда же вы, люди, вспомните о святом?

И вот наступило время, когда церковь стала нужна, нужна как церковный приход, как памятник культурного наследия. Церковь на Погосте – единственная каменная церковь в Няндомском  районе.

В 2006 году за дело взялись неравнодушные люди. В сентябре 2006 года отец Сергий (в миру Сергей  Умбрасас), с благословления епархии, собрал жителей прямо в храме.  Он ещё раз оценил степень разрухи и получил одобрение людей на восстановление храма.

Начался сбор  денег на восстановление храма. Была разобрана сгнившая крыша, сняты старые купола.  Убран мусор, копившийся годами в храме, вывезен на тракторе.  Заготовлен кирпич со старой фермы.

Проведена  огромная, колоссальная работа. Без Божьей помощи ничего было бы не сделать!  То, что не под силу человеку, то может Бог!

Сколько сил, средств, вложено в реставрацию церкви Рождества Пресвятой Богородицы за эти годы!

Церковь сияет  голубыми  куполами.  Чешую для куполов сделал мастер из Вельского района, единственный на всем  Северо-Западе.    Отец Сергий с Валерием Лукьяновым собрали купола и возвели их над храмом. Церковь приняла свой нынешний облик. В  2012 году построена деревянная колокольня, подвешены колокола.  А в 2021 – 2022 годах колокольня возведена  уже на том месте, где она и находилась веками,   у разрушенной церкви  Николая Чудотворца.  Крест на ней возвел Антон Вдовин.

В 2010 году  началась постройка приходского дома.  Приходской дом очень нужен приходу. Здесь останавливаются прихожане, в нем расположена трапезная. В приходском доме проходят занятия воскресной школы. А весь дом, как музей народного быта. Экспонаты в нем из Заозерной школы и  от жителей деревень.

Иконостас в храме  собран на средства пожертвователей. Иконы делаются на заказ.

21 сентября 2008 года в церкви впервые прошла большая служба, посвященная Рождеству Пресвятой Богородицы.  При большом стечении народа церковь была открыта. С этого времени службы проходят регулярно.

Кладбище – это место, куда приходят отдать последние почести умершим. От  Мошинского прихода на кладбище деревни Бор построена часовня во имя Святого Духа.  В ней проходят отпевания, панихиды, молебны.

15 июля 2012 года впервые прошёл 1 православно-патриотический фестиваль «Благодатное небо». Фестиваль проводится в первое воскресенье после Петрова поста. Праздник  всегда собирает  множество  участников в разных артистических категориях. Фестиваль проходит при большом стечении народа. Проводятся различные мастер-классы, конкурсы, торговля. И, конечно же, праздничная литургия, посвященная первоверховным  апостолам Петру и Павлу.

В 2013 году образован  ТОС «Никольский». Его силами освоено несколько проектов, все они воплощены в жизнь. Реконструирована старая металлическая ограда. Территория от церковных ворот до здания храма выложена тротуарной плиткой; тротуарной плиткой выложена и дорожка вокруг храма. К озеру сделан красивый  лестничный спуск, сделана беседка.  Сделан современный навес над сценой.

Храм  строился общими усилиями. Очень  много сил вложено в его восстановление. Хочется  отметить тех, кто внёс в это дело значительный вклад: Валерий Лукьянов, Федор Михайлов, Михаил Ерофеев, А. Попов – наши  первые  строители. Именно, они укрепляли стены, возводили крышу над храмом, маковки и купола. Ни одно дело не обходится без помощи  Николая Тарутина, Виктора Сивцева,  Антона Вдовина. Всех фамилий не назвать, получился бы очень длинный список. За небольшими делами стояла и стоит работа неприметная, но необходимая.  И она всегда выполнялась и выполняется сейчас.

В 2006 году отец Сергий (Умбрасас) впервые  приехал на  Погост. В разрушенной церкви он впервые увидел своих будущих прихожан. Сколько сил положил батюшка в восстановление  храма!  Можно сказать, что храм Рождества Пресвятой Богородицы на Погосте – детище священника С.Б. Умбрасаса. Ему пришлось быть завхозом и бухгалтером, архитектором и строителем, подсобным рабочим и пчеловодом, рыбаком и художественным руководителем.

А ещё  быть батюшкой, к которому приходят люди со своими бедами и проблемами. Быть священником, ведущим и Божественные Литургии и вечерние службы, панихиды  и молебны. А сколько прихожан он крестил!  А сколько пар венчал! Отец Сергий – настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы. В 2023 году исполнилось 20 лет, как он был рукоположен во священники.

Отец Сергий  служит и в Няндомском храме, в  Лими, Мехреньге,  Воезере. А ещё батюшка служит в церкви деревни Андреевская, где когда-то служил Павел Казанский. Вот так тесно переплетается история развития наших приходов.

 Когда-то Павел Казанский, благочинный, всячески помогал развитию церковной жизни в Моше, а теперь отец Сергий помогает восстановлению Веры Христовой в Андреевской. Так и должно быть!


Дьячкова   Нина Александровна
пенсионерка, прихожанка храма Рождества Пресвятой Богородицы

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ   ЛИТЕРАТУРА:

  1. Грушко  Д.Б.  Земские  и приходские школы  Моши. 1-2 части. Няндома, 2013. – 56 с.
  2. Грушко Д.Б. Земские и приходские школы Моши. 3 часть. Няндома, 2013. – 56 с.
  3. Дьячкова Н.А. Страницы истории селения  Анташиха.- Няндома, 2009. – 68 с.
  4. За  веру Христову: духовенство, монашествующие и миряне  Русской Православной церкви, репрессированные в Северном крае  ( 1918 – 1951).  Архангельск, 2006.
  5. Кузнецова Е.В. Пусть будет этот день радостным для нас.  – «Авангард», 2023, 13 апреля.
  6. Дамаскин ( Орловский), архимандрит.  Житие священномученика  Вениамина ( Казанского), митрополита Петербургского и Гдовского, и  иже с ним пострадавших преподомученика Сергия ( Шеина), мучеников  Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова. – Козельск, 2019, с. 10-15.
  7. Священномученик Вениамин (Казанский) / Сост. О.Л. Рожнова – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016 – 128 с.

Один комментарий к “Дьячкова Н.А

Добавить комментарий