Павел Иванович Казанский – благочинный. Заботы о просвещении народа.
«Великий труженик на ниве Божией»
Имя священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, расстрелянного в 1922 году, для нас, жителей Няндомского района, имеет особое значение, потому что вот она, совсем рядом, деревня Андреевская,- родина священномученика Вениамина.
Два года (1861 – 1863) Павел Иоаннович Казанский учительствовал, сорок лет (1863-19030) священствовал в Нименском приходе, из них последние 15 лет по день смерти на нем лежали ещё и обязанности благочинного. Кто же такой благочинный? Что входит в его обязанности? Из Устава Русской Православной Церкви:
В обязанности благочинного входит:
а) забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих,
б) наблюдение за правильным и регулярным отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди,
в) забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти,
г) попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов,
д) преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни,
е) устранение недоразумений между духовенством, а также между духовенством и мирянами без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею,
ж) предварительное расследование церковных правонарушений по указанию епархиального архиерея,
з) ходатайство перед архиереем о награждении заслуживающих поощрения клириков и мирян,
и) внесение предложений правящему архиерею по заполнению вакантных должностей священников, диаконов, псаломщиков и регентов,
к) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей,
л) наблюдение за строительством и ремонтом церковных зданий в пределах благочиния,
м) забота о наличии при храмах всего необходимого для правильного совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства,
н) исполнение иных возлагаемых на него архиереем обязанностей, и это ещё не всё…
Но даже не это главное, а то, каким должен быть благочинный. Как сказал протопресвитер, магистр богословия Шавельский Георгий Иванович: «Благочинный прежде всего сам должен был быть добрым пастырем, понимающим пастырские задачи, испытанным в пастырском деле, носителем лучших пастырских традиций, мудрым руководителем вверенных ему пастырей, наставляющим начинающих, неопытных и малоопытных, подбадривающим и вдохновляющим охладевших, поддерживающим ослабевших и падающих» («Русская церковь перед революцией»).
Думая о том, как построить свою работу, собирая по теме материал, который увлекал всё больше, уводил всё глубже, я вдруг вспомнила историю создания Л.Н.Толстым романа «Война и мир»: первоначально Толстой задумал роман о декабристе, возвратившемся в 1856 году после 30-летней сибирской ссылки. Однако главный герой был не совсем понятен писателю. И он обращается к 1825 году – эпохе «заблуждений и несчастий» героя, затем оставляет и это начало и решает показать 1812 год, когда герой был молод, а 1812 год неразрывно связан с 1805. И Л.Н.Толстой переносит начало своего романа на 1805 год, таким образом, проведя героя через многие события, он сделал его понятным и близким читателю. Так вот, чтобы понять, каким благочинным был Павел Иванович Казанский, нужно обратиться к истокам рода Казанских и к пастырской деятельности о. Павла.
Павел Иванович Казанский происходил из старинного духовного рода, который удалось пока проследить с конца XVIII века. Дед П.И. Казанского, Феодор Матвеев, был пономарём Казанской пустыни, которая самим своим местоположением, как заметил К.А. Докучаев-Басков в начале XX века в «Путевых заметках», «умиряла души человеческие, прохлаждала их от житейского зноя /…/. Все здесь взывает и гармонирует с тем, чтобы славить Творца «гласы преподобными». Здесь даже верхушки елей сложились крестом
Старший сын Феодора Матвеева был диаконом и прослужил на Тихмангском погосте свыше четверти века, а пятеро сыновей его: Иван, Михаил, Алексей, Пётр и Павел – священствовали в сельских приходах.
Окончив в 1861 году в Петрозаводске полный курс Олонецкой духовной семинарии, Павел Казанский до принятия священного сана получил место наставника (учителя) одного из сельских училищ – Нименского, в родном Каргопольском уезде. Здесь он встретился со своей будущей женой Марией Александровной Смирновой. Вскоре после их свадьбы 27 июля 1863 г. архиепископ Аркадий рукоположил П.И. Казанского во священника к Нименской церкви.
Нименский погост — красивейшее место Каргопольского уезда. Вот как об этом пишет в конце 19 века священник Иоанн Дмитриев. «Местоположение гористо и около сего прихода есть до 172 озер. Большее из них Нименское имеет в одну сторону 10, а в другую 4 версты. В оном озере есть остров в длину верста, а поперек полверсты, на котором церковь прежде была да и ныне еще есть здание, только упразднено уже годов 25».
Погост занимал красивый пригорок у вершины узкого залива Борового озера. «Вокруг озера виднеются деревни, раскинувшиеся на горах, одна выше другой; между ними поля и сенокосы, а дальше опять горы, дремучий лес в бесконечную даль! /…/ Скажу без преувеличения, это уголок Швейцарии, сколько я знаю ее по описаниям» И.С. Преображенский. Нименский приход, Каргопольского уезда// ОГВ. 1872. № 72.
На старых, чудом сохранившихся, фотографиях Нименского погоста видны два храма, церковная ограда с крестами над могилами лиц духовного сословия, а за оградой большой деревянный дом,построенный Павлом Ивановичем Казанским.
Приход состоял из 25 деревень расположенных в одну сторону на 50, а другую — на 25 верст. (верста – 1066, 8 м.)
Андреевская волость Каргопольского уезда
Нименское общество семьи\жители | ||||
Долгозерская | 16 | 78 | ||
Андреевская | 41 | 254 | ||
Сидорова гора | 19 | 99 | ||
Софонова гора | 23 | 139 | ||
Бережная | 14 | 99 | ||
Наумовская | 18 | 104 | ||
Яковлевская | 50 | 272 | ||
Заручьевская | 27 | 149 | ||
Труфановская | 7 | 43 | ||
Бурачиха | 11 | 65 | ||
Кузьминская | 28 | 126 | ||
Савинская | 24 | 114 | ||
Захарьина | 8 | 40 | ||
Хвостиха | 21 | 140 | ||
Емельяниха | 4 | 19 | ||
Бобриха | 14 | 75 | ||
Беловская | 14 | 90 | ||
Кондовская | 29 | 177 | ||
Липовская | 22 | 160 | ||
Вадьезерская | 25 | 152 | ||
Устьнименьга | 12 | 76 | ||
Востровская | 14 | 94 | ||
Нискоглядовская | 25 | 121 | ||
Шултус | 32 | 171 | ||
Некрасиха | 18 | 118 | ||
Нименский погост | 6 | 24 | ||
Няндома (Поселок) | 12 | 105 | ||
Итого | 534 | 3104 |
Территория прихода, как мы видим, обширная, удобных путей сообщения не было — и пришлось батюшке научиться ездить верхом по лесным тропам, которые подчас шли по болотам и чрез речки, где мостики каждую весну и осень уносило водой, и лошадь переправлялась вплавь, то, бывало, увязала в болоте, то, испуганная чем-то, сбрасывала своего всадника. Но о.Павел, не желая утруждать крестьян и своего псаломщика, пускался один в опасные и трудные поездки,чтобы исполнять требы: причащать умирающих, крестить младенцев…
«СВИДЕТЕЛЬСТВО.
Мы, нижеподписавшиеся Олонецкой епархии
Каргопольского уезда Нименского погоста Преображения Господня церкви
священно-церковно-служители сим свидетельствуем о том, что в копии метрической
за тысяча восемьсот девяносто седьмой 1897 год книги, хранящейся в нашей
церкви, в первой части о родившейся под № 32 женского пола записана родившаяся
1-го сентября, крестившаяся 13-го, НАДЕЖДА.
Родителя ея: кандидат на классную должность
Николай Александрович Геймбергер и законная жена его Анна Георгиевна; оба
православного вероисповедания. Восприемники были: Надворный советник Инженер
барон Евгений Евгеньевич Тизенгаузен и обер Офицерская вдова Александра
Александровна Тонтковская ; сын провизора студент Владимир Александрович
Геймбергер и докторская вдова Евдокия Георгиева Еше.
Крещение совершал Нименской Преображенской
церкви Священник Павел Казанский с псаломщиком Григорием Большешальским.
В чем и дано сие свидетельство за нашими
подписями и приложением церковной печати Декабря 1-го дня 1897 года.
Каргопольского уезда Нименской церкви
Священник Павел Иоаннович Казанский.
На вакансии диакона Священник Григорий Иоаннович
Большешальский.
Псаломщик Александр Казанский.»
На нименской земле о. Павел и прослужил всю жизнь. «Для многих священников слышавших рассказы о таких путешествиях, жизнь в таком приходе казалась невозможной. А он жил и жил, не год и не два, а целых сорок лет, да еще и о нуждах прихода пекся», – писал в некрологе отца святитель Вениамин. О. Павел всегда считал, что обязанности священника гораздо шире, чем одно отправление треб и совершение церковных служб. Он никогда не отказывал своим прихожанам в помощи, двери его дома были открыты для всех. А летом, в Петров пост, о. Павел со старшим сыном сам посещал все деревни прихода. Пастырская деятельность о. Павла Казанского не раз отмечалась наградами. В 1876 году он был удостоен набедренника, в 1879 – скуфьи, в 1890 – камилавки, 6 мая 1898 года – наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого.
24 августа 1903 года в Нименском приходе Каргопольского уезда праздновался 40-летний юбилей служения его настоятеля о. Благочинного священника Павла Ивановича Казанского. О.Павел обратился к своим прихожанам с «задушевным тёплым словом», где в частности сказал: «При дальнѣйшемъразсмотрѣніи своего пройденнаго служеніяя не могу не обратить своего и вашего вниманія на ту великую милость Божію, по которой могли быть выстроены въ разныхъ сторонахъ нашего благословеннаго Нименска четыре храма Божія; всѣ они появились въ мое служеніе и, какъ четыре путеводныя звѣзды, благодатно сіяютъ и благотворно дѣйствуютъ на всѣхъсъвѣрою и любовію притекающихъ къ нимъ». Какие же это храмы? По клировым ведомостям 1855 года ансамбль Нименского погоста включал две деревянные церкви: зимнюю Преображенскую, 1612 года постройки, и летнюю Никольскую, 1679 года. Отдельно от них располагалась колокольня. Никольская церковь и колокольня отмечены в документе как ветхие. Дело о постройке новой деревянной летней церкви началось еще в 1856 году. Но сбор средств шел медленно, и все строительство в итоге легло на плечи о. Павла Казанского. Возведенная его трудами поместительная Никольская церковь – крестообразная в плане, со световым шатровым завершением и колокольней над притвором – преобразила облик погоста. Зато зимняя Преображенская церковь при капитальном ремонте в 1875 году была сохранена в историческом виде, включая характерное кубоватое покрытие, которое встречается только на Каргополье.
Впоследствии, в 1892 г., отец Павел реставрировал и заброшенную Благовещенскую церковь, «сохраняя старинный фасад». Сохранились сведения, что в 1614 году архиепископ Вологодский и Великопермский Нектарий подписал ставленническую грамоту священника Благовещенской церкви Нименской волости Каргопольского уезда. Благовещенская церковь Нименского погоста находилась на острове Нименского озера, что рядом с деревней Шутлус. С 18 века богослужения в церкви не проводились. Сохранилась фотография в выпуске №52 от 1914 года издания Известия Императорской Археологической Комиссии. В разделе Каргопольский уезд рисунок №60 Внутренний вид церкви деревни Шултус.
Церковь деревянная, больше сведений никаких нет. Такое бережное отношение к памятникам древности среди духовенства встречалось не часто. В деле реставрации храма дониконовской эпохи на Нименьгском озере священнику помогали старообрядцы – подобное сотрудничество и вовсе уникально.
В 1901 г. при строившейся Зосимо-Савватиевской церкви был открыт еще один приход — Няндомский. Поселок Няндома вырос в 10 верстах к востоку от Нименского погоста в 1896-1897 гг., при строительстве железной дороги Вологда-Архангельск. 21 января 1902 г. о. благочинныйV округа Каргопольского уезда священник Павел Казанский возглавил освящение в Няндоме новопостроенной деревянной церкви.
Когда о. Павел Казанский поступил на приход, в окрестных деревнях еще глубоко коренилось тяготение к старообрядчеству. За годы его служения все больше и больше прихожан стало посещать храм, увеличилось число говеющих. Получив серьезную миссионерскую подготовку в семинарии при архиепископе Аркадии, священник сумел внушить крестьянам, что «спасение не в расколе, а в общении с церковью». О. Павел «внимательно следил за жизнию раскола и старательно изучал его, и при этом именно местный Нименский раскол…» Помню с самого раннего детства, – писал св. митрополит Вениамин, – что в нашем доме часто появлялись черные, закоптелые, старые, в кожаных переплетах книги, которые отец привозил из прихода и чрез некоторое время опять отвозил. Раскольники не чуждались священника, даже их «отцы» заходили в дом к нему по житейским делам».
Кроме храмов, много внимания отец П.Казанский уделял школам прихода. За отличное усердие и успехи по народному образованию священнику П. Казанскому не раз выносилась благодарность попечителя С.-Петербургского учебного округа. Наставником местного сельского училища он оставался и в сане священника до 1871 г., а с 1872 г. отец Павел преподавал в нем закон Божий.
Нименьгское училище с законоучителем П.Казанским отмечалось среди лучших училищ уезда. Много лет оно обслуживало не только Нименьгский приход, но и Ряговский – сельское училище в Рягове было основано лишь в январе 1878. 19 сентября 1878 г. отец Павел освящал новое здание одноклассного сельского училища, построенного в деревне Андреевской – центре одноименной волости, в версте от Нименьгского погоста.
Особенно много сил пришлось ему отдать школьному делу в 1890-х годах, когда заботами о. Павла в деревнях Нименского прихода было открыто пять школ грамоты: Яковлевская (7 января 1891), Шултусская (1 декабря 1891), Низкоглядовская (7 декабря 1893), Вадьезерская (7 сентября 1897) и Долгозерская (9 октября 1898). Первая из них уже в 1898 году была преобразована в церковно-приходскую. Учителями всех этих школ были воспитанники о. Павла, работавшие под его непосредственным руководством.В 1901 г. «за 25-летние труды по народному образованию» священник П.Казанский был награжден орденом св.Анны III степени. Попечителем всех церковных школ родного прихода – Яковлевской, Вадьезерской, Низкоглядовской, Долгозерской и Шултусской – с 22 декабря 1899 г. стал иеромонах Вениамин (Казанский), это звание он сохранил за собой и после рукоположения во епископа. Яковлевская школа считалась одной из лучших в уезде; на рубеже XIX-XX вв. в ней около 20 лет учительствовал Я.Е. Зарубин. Как благочинный, он состоял и членом Каргопольского уездного отделения Олонецкого епархиального училищного совета.
О. Павел обращал большое внимание и на свою жизнь, чтобы не подать повода к соблазну и быть образцом для верующих и житием. Табак, столь нелюбимый раскольниками, был изгнан из его дома. Последние 25 лет он совсем не употреблял вина. Дом его был открыт для всех. Проезжающие, проходящие, особенно духовного звания, находили себе ласковый, даже родственный прием. Зато и знали о. Павла по всей округе.
С 1888 г. круг обязанностей отца П.Казанского значительно расширился – он стал благочинным V округа Каргопольского уезда и оставался им до кончины. В благочиние входили кроме Нименьгского, Воезерский, Мехренгский, Лимский, Канакшанский, Шежемский и Елмогорский приходы. В 1901 г. здесь был открыт еще один приход – Няндомский.
1904 год
V благочиннический округ
Няндомский: Благочинный, священник Александр Стефанович Хотеновский. Псаломщик в сане диакона Сергей Иоаннович Семчезерский.
Мошинский: Священники: Николай Ильич Кенорецкий, Стефан Иоаннович Ильинский, на диаконской вакансии Александр ФеодоровичКудряшев. Диакон на вакансии псаломщика Николай Петрович Петров. Псаломщик Алексей Федорович Попов.
Нименский: Священники: Сергий Николаевич Тихомиров, на диаконской вакансии Николай Иоаннович Воскресенский. Диакон на вакансии псаломщика Александр Павлович Казанский.
Воезерский: Священник Дмитрий Петрович Виноградов. Псаломщик Порфирий Никифорович Кудряшев.
Мехренгский: Священник Петр Дмитриевич Красновский. Псаломщик Василий Онисимович Попов.
Лимский: Священник Николай Иоаннович Модестов. Диакон Иаков Григорьевич Дьячков. Псаломщик Федор Васильевич Пономарев.
Канакшанский: Священник Константин Феодорович Поповский. Псаломщик Илья Федорович Охотин.
Шежемский: Священник Евгений ЕвдоксиевичВотчинский. Псаломщик Александр Михайлович Борисоглебский.
Елгомский: Священник Феодор Петрович Ильинский. Псаломщик Александр Васильевич Почезерский.
При благочинном отце П.Казанском диаконскую вакансию в Нименьгском стали занимать священники (отец Григорий Большешальский – в 1898 г., отец Федоров Лавров – в 1898-1900 гг., отец Николай Воскресенский – в 1900-1908 гг.). Увеличение клира диктовалось и ростом населения за последнюю четверть XIX в.. Если в 1872 г. в 25 деревнях Нименьгского прихода проживало 1980 человек, то в 1892 г. – 2587. Значение погоста для округи возросло еще и в связи с тем, что рядом с ним было построено здание Андреевского волостного правления с чайной-читальней попечительства о народной трезвости (заложено 9 мая 1901). Это первое собственное здание правления во всем уезде.
24 августа 1903 года духовенство благочиния и прихожане праздновали 40-летие священства отца Павла Казанского. «Да! немало пришлось потрудиться о. Павлу при несении 40-летнего креста жизни сельского пастыря. Но он благодушно, терпеливо несет свой пастырский крест… Иначе, откуда же эта постоянная ровность характера, спокойное, но вместе самое глѵбокое и проникновенное отношение къ делу, всегдашняя бодрость, свежесть испокойствие духа?… Да, это по истине пастырь но глубокому убежденію и призванию…»- пишет священник Николай Кенорецкий в статье «40-лѣтній юбилей свящ. о. Павла Іоанновича Казанскаго». Архимандрит Вениамин прислал отцу телеграмму. Осенью того же года отец Павел смертельно заболел. К одру умирающего собрались все его дети – три сына и дочь. 7 декабря архимандрит Вениамин возглавил погребальные службы и предал земле тело отца в ограде Нименьгского погоста. «Дети похоронили любимого родителя; прихожане – внимательного и усердного пастыря; духовенство – заботливого начальника, который не только пред священниками не величался, но ласково и любовно относился и к низшим клирикам, всегда предлагая надлежащее руководство и защищая от обид и притеснений высших».
Таким образом, подводя итоги, нужно отметить, что вся жизнь Павла Ивановича Казанского являлась образцом христианской жизни для всех прихожан и священнослужителей. Внук пономаря Казанской пустыни о.Павел ( Казанский) внёс большой вклад в становление православия в глухих северных поселениях, в развитие народного образования в крае, за что был отмечен наградами:
1876 | право ношения набедренника |
1879 | право ношения скуфьи |
1890 | право ношения камилавки |
1893 | книга «Библия», от Святейшего Синода выдаваемая, награжден «за ревностные труды по должности наблюдателя за церковно-приходскими школами» |
1898 | право ношения наперсного креста из кабинета Его Императорского Величества |
1901 | орден св. Анны 3-й степени, награжден «за 25-летние труды по народному образованию» |
Священномученик митрополит Вениамин, получив первые живые уроки своего отца, продолжил лучшие традиции церковного служения всего рода Казанских в высоком архипастырском сане.
Светлый образ великого труженика, настоящего пастыря о. Павла (Казанского) сохранён в памяти потомков:
- Деревня Андреевская
- Деревня Шултус. Служба 12.07.2023г. (День святых апостолов Петра и Павла)
- «Дом священника» в деревне Шултус. Утверждение, которое требует дополнительного исследования. Из рассказов жителей деревни Шултус:
1.Шахов Александр Ильич, год рождения 1949. Прадеды были коренными жителями деревни. Сохранился родовой дом. Мать Анастасия Ивановна Шахова (1923 года рождения) рассказывала, что помнит, как рушили храм на острове, как оторвался и раскололся колокол (приблизительно в 1930 г.). А в 50-е годы с острова перевезли домик священника и собрали его за мостом. Собран он именно в том виде, в каком он был на острове. Но в доме сделали маслобойню.
2. Маркова Тамара Николаевна, год рождения 1933. Рассказала, что последняя служба в храме была в 29 году, дом священника перевезли с острова где-то в 1955 году, собрали его, ничего не меняя, и сделали в нём маслобойню. А дом, в котором проживает в настоящее время Т.Н.Шахова – это перевезённая с деревни Вострово (Востровская) часовня.
3. Зеркаль Надежда Николаевна (пишущая эти строки), год рождения 1959: « В деревне Шултус мы появились в 1978 году(родители купили дом). В деревне ещё были живы старики, помнящие историю Шултуса. Так вот, изначально я знала, что этот дом – дом священника.
Таким образом, если предположить, что это действительно так, то в этом доме останавливался о. Павел (Казанский), когда приезжал совершать требы, а приезжал ,скорее всего, часто, так как деревня Шултус третья среди 25 деревень по числу жителей. О. Павла в его поездках по деревням часто сопровождал старший сын Василий , то, что совсем уж рискованно говорить, возможно, в деревне Шултус , на острове, в «доме священника» ступала нога св. Вениамина. Поэтому «дом священника» представляет из себя определённую историческую ценность и требует исследования и восстановления.
Зеркаль Надежда Николаевна
Преподаватель воскресной школы при храме Рождества Пресвятой Богородицы