Н. Тормасова Монография
«Каргополье. История исчезнувших волостей» Шенкурский (Няндомский тракт)
С начала 20 века Няндомский тракт становится оживленной трассой, благодаря прокладке железной дороги Вологда Архангельск.
Няндомский тракт самая оживленная трасса, которая отходит от Каргополя. В современный Каргополь чаще всего приезжают со стороны г. Няндомы, кто-то приезжает на автотранспорте — с федеральной трассы Москва-Архангельск через с. Далматово, Няндому и далее в Каргополь… От Каргополя до 86 км. Этот участок дороги называют Няндомским трактом с начала XX века. В 1895-1897г.г. через восточную половину Каргопольского уезда прошла линия Московско-Ярославской железной дороги, которая строилась в сторону Архангельска. Вскоре начинают проходить грузовые поезда, в 1897 году открывается пассажирское движение, и в ноябре 1900 г. Олонецкий губернатор подписывает указ об открытии почтового тракта Каргополь-Няндома.
А что же было до этого? До конца 19 века дорога, которая начиналась от Спаса-Преображенского монастыря, находившегося на правом берегу реки Онеги напротив г. Каргополя, называлась Шенкурским трактом. Она направлялась на восток к городу Шенкурску Архангельской губернии и далее. Таким образом, статус почтового тракта получил только участок Шенкурской дороги: от уездного центра — г. Каргополя до вновь построенной железнодорожной станции Няндома. Постепенно и продолжавшуюся часть дороги перестали именовать Шенкурской.
Шенкурский тракт пролегал через обширные болотные пространства, и волостей вблизи него было совсем немного. В 1913 г. в связи с планами строительства железнодорожной ветки Няндома — Каргополь была дана следующая характеристика дороги: «…Дорога (проектируемая ж/д линия должна была проходить практически в створе старой дороги) будет пересекать волости Андреевскую, Ряговскую, и Лодыгинскую и пройдет частию крестьянскими и частию казенными владениями. Почва здесь более глинистая и песчаная, частично болотистая и почти на всем протяжении покрыта лесом. Рельеф местности, за исключением 3-4 верст около Няндомы, где встречаются холмы, представляет почти сплошную равнину. На пути встречаются две реки – Нименьга, шириной до 15 саж. и Волошка -до 60 саж. Берега этих рек возвышенные и удобные для постройки мостов».
Волошка – довольно крупная река, которая впадает в реку Онегу. Значение Волошки в период хозяйственного освоения края славянами еще мало изучено. Помимо реки Волошки Шенкурский тракт пересекает несколько небольших речек. Шенкурская дорога, вероятно, сформировалась как сухопутный путь от одной волости к другой: от Большой Шалги – к Малой, — к Ряговской, — к Нименской, – к Мошинской, – к Лимской – и далее в Шенкурский край. Как рассказывают старики, «дорога шла, как охотники ходили – петляла между болотами». Большого торгового значения дорога не имела, до конца XIX века по ней ездили только на ярмарки южных уездов Архангельской губернии и северо-восточных уездов Вологодской губернии. Во второй половине XIX века дорога была отремонтирована и немного выпрямлена, об этом сообщается в публикации ОГВ в 1888 г.: «По рассказам старожилов, более или менее удобный путь к реке Онеге и г. Каргополю из Большой Шалги пролегал только против Надпорожского прихода. Ныне же существующий Шенкурский тракт проложен очень недавно, так что крестьяне, имеющие от роду лет 70-75, помнят дорогу, пролегавшую по направлению этого тракта, несколько севернее его. Дорога эта была неудобна для сообщения с рекой Онегой и городом; по ней можно было проходить только пешком и то с колом или дубиною, потому что вдоль по всему протяжению до р. Онеги по дороге были набросаны бревна, по которым не рискуя упасть, могли проходить только привычные, позднее, лет через 10, та же дорога была вымощена поперечными бревнами и по ней, хотя с трудом, можно было проезжать на лошадях, но в город Каргополь попадали все-таки пешком, оставляя лошадей у реки Шершмы, в двух верстах от города. Речку эту переходили вброд, а через Онегу в город попадали на лодках. В настоящее время по Шенкурскому тракту сообщение с городом удобное, за исключением весны и осени, когда по дороге бывает непроходимая грязь…»
К восточным волостям Каргополья, которые удалены от Шенкурского тракта, отходили проселочные дороги, к некоторым волостям не было и таковых. В 1893 г. пристав 3-го стана докладывает: «от г. Каргополя до границы губернии тележный путь 150 верст — Шенкурский трат. А по другим дорогам передвижение совершается летом на лодках и верхом. Почтовых станций нет. Корреспонденция из города доставляется 1 раз в неделю рассыльным Земской управы». Например, с Шенкурского тракта отходила проселочная дорога в сторону Мелентьевской волости, занимавшей юго- восточный угол Каргопольского уезда. О сложностях этого пути свидетельствуют два документа за 1892-1893г.г.
Со строительством железной дороги значение тракта стало резко возрастать и его ремонту стало уделяться большое внимание. Из отчета олонецкого губернатора за 1899 г. узнаем: «Поставлены в очередь по улучшению дороги в Каргопольском уезде…Шенкурский тракт от ст. Няндома до границы губернии – 75 верст. На Шенкурский тракт уже ассигновано 9000руб». Хотя Каргопольское земство еще задолго до этого активно добивалось губернских ассигнований на ремонт дороги по причине ее постоянного плохого состояния, что было связано с заболоченной местностью, по которой пролегал тракт. Как уже отмечалось ранее, ремонт дорог являлся одной из обязанностей крестьян. На Шенкурском тракте проблема стояла наиболее остро по причине малонаселенности. Одним из примеров, как это происходило, служит сюжет, изложенный документально в 1901 г.
В начале XX века в связи с увеличением грузооборота по железной дороге вопросы, связанные с ремонтом Няндомского тракта, решаются достаточно успешно. Из отчета о деятельности Каргопольского уездного земства: «За время с 1901 по 1905 г. Земством производится улучшение имеющей самое важное значение в уезде дороги от Каргополя до Няндомы, на что им затрачено за это время 105 324 руб…. Вообще этот тракт вызывал и вызывает громадный расход по содержанию его в порядке, в виду слабого местами грунта и миллионного грузового движения. В 1908 г. в виду уклонения крестьян от исполнения натуральной повинности на этом тракте Земство расходует 7026 руб. на ремонт его, из которых оно приняло 4684 руб. на уездный сбор, а остальные 2342 руб. взыскиваются с сельских обществ, отбывавших повинность на этом тракте».
Постройка железной дороги не только повлияла на состояние участка Шенкурского тракта, который стал именоваться Няндомским трактом. Многие направления социально-экономической жизни уезда получили новый импульс. Например, в 1900 г. увеличивается объем корреспонденции, отправляемой по этой дороге. Заглянем в документ, рассказывающий о состоянии земской почты в Олонецкой губернии: «Каргопольская земская почта отходит из г. Каргополя в пределы уезда и приходит обратно три раза в неделю…по понедельникам и пятницам по Шенкурскому тракту до Фатьяновского волостного правления, с корреспонденцией в местности волостей: Лодыгинской, Ряговской, Андреевской, Мелентьевской, Фатьяновской и Воезерской. В означенные дни почта отходит из Каргополя в 2 часа дня, прибывает в эти же дни вечером на станцию Андреевская, откуда около 12 ч. ночи отправляется далее до Моши, где находится Фатьяновское волостное правление.
Обратно из Моши почта отходит вечером по вторникам и субботам, утром в среду и воскресенье приходит на станцию Андреевская и отсюда в 9 часов утра в Каргополь.
Для сдачи приема корреспонденции, следующей с этой же почтою в волость Мелентьевскую и Воезерскую и обратно по тракту, ко времени прихода и отхода почт прибывают нарочные тех волостей: первый на станцию Андреевская и последний на станцию Мошинскую. На указанные земские почты принимается бесплатно всякого рода корреспонденция, простая и денежная, как казенная, так и частных ли».
Железнодорожная магистраль прошла в стороне от уездного города Каргополь. Станция Няндома очень скоро стала играть значимую экономическую роль. Уже в 1901 году около нее строится первая лесопилка. Открываются социальные учреждения. В Каргопольском уезде утверждается еще один стан — четвертый. Каргопольское купечество осознало утраченные выгоды. В 1913 году начал серьезно прорабатываться вопрос о сооружении железнодорожного подъездного пути Няндома – Каргополь. Сотрудник ГАОО Е. Студенцова отмечает: «В 1914 году в обществе уже высказывалась мысль о выделении из Каргопольского уезда еще одного уезда с центром в Няндоме. К 1926 году население в Няндоме стало равным числу жителей в Каргополе: в каждом из них проживало около 3500 человек. Логическим результатом стало создание в 1998 году отдельного административного Няндомского района, которому отошли волости в восточной половине бывшего Каргопольского уезда. В 1939 году железнодорожная станция получает статус города.
Из истории Шенкурского тракта в документах конца 19 — начала 20 веков.
1892-1893 г.г. проселочная дорога в Мелентьевскую волость.
В отчете пристава III стана дана характеристика дорог в Мелентьевской волости и способ доставления почты: «Пути сообщения в Мелентьевской волости вовсе не удовлетворительны, почти невозможны в летнее время. Сообщение с обществами или по речке в челночке или пешком по мостам болотами, от которых только признаки мостов, большею частью непроходимая грязь, через речки и ручьи мосты совсем обвалились и даже опасно перейти пешему. Крестьяне никогда их не исправляют или исправляют кое-как.
Отправка корреспонденции, следующей из волости, производится два раза в неделю с нарочным. Сдается в Андреевском волостном правлении рассыльному Земской управы, от него получают корреспонденцию в волость. В осеннее и весеннее время почта иногда идет один раз в неделю».
Становой пристав был озабочен теми трудностями, которые сопровождали путников, преодолевающих участок пути между Шенкурским трактом и Мелентьевской волостью: «Я должен обратить Ваше внимание на неудобство проезда в Мелентьевскую волость в летнее время (первый путь – из Андреевской волости через Усть-Нименгу). … Второй путь в Мелентьевскую волость идет из деревни Ряговской: езда рекой Волошкой до деревни Усть-Нименьги 30 верст и от деревни Усть-Нименьги до Мелентьевской волости той же рекой. Особенно эти пути делаются затруднительными и не безопасными весною и осенью. Весною, когда вода затопляет берега, а осенью когда вода падает. При проезде этими путями, за отсутствием жилья на расстоянии более 40 верст, приходится останавливаться для ночлега и отдыха ямщиков и едущих в лесных избушках. Устройство этих избушек известно. В них иногда не бывает возможности не только согреться, кое-как протопив избушку по приезде, но и укрыться от дождя после 10 или 12 часов езды под дождем в челне.
Только сила терпения, которую обнаруживает ямщик при этой тяжелой езде, выручает едущих. Но как ни закален, как ни крепок он, но трудно понять, каким образом он может сохранить здоровье при этом занятии, которое вынуждает его простоять под дождем около 8 и 10 часов сряду в конце челнока с веслом в руках, которым он толкает о берег вверх встречи течения быстрой речки, проталкивая челнок в иных местах по каменистому дну речки». Пристав хлопочет, чтобы уездный исправник вышел с ходатайством перед земским собранием о строительстве на этом пути жилой избы.
1897 г. Публикации в Олонецких губернских ведомостях о железной дороге в Каргопольском уезде
«18 сентября пришел в Архангельск первый сквозной пассажирский поезд от Вологды.
В пределах Каргопольского уезда железной дороги – 155 вер.
- Станция Вондыш в лесу у речки Вондыш Мелентьевской волости, до д. Завондышье 7 вер.
- Ст. Няндома в лесу Андреевской волости в 1 вер. от Шенкурского тракта.
- Ст. Шожма в лесу Большесторонской волости в 15 вер. от деревень Демидовской и Кондратовской.
- Ст. Лепша в Большесторонской волости у реки Лепша.
- Ст. Плесцы в Архангельской губернии.
Расстояние между ними 30-40 вер. … В 1896 г. на линии занималось рабочих конных 800 и 7000 пеших. Местных крестьян 300 чел., живущих в ближайших деревнях».
«С самого начала постройки железной дороги Каргополь был соединен телефоном с Няндомой для сношений, как жившего здесь более двух лет начальника участка этой дороги, так и его конторы, также находившейся в Каргополе.
С зимы этого года контора переведена в Няндому вместе со всеми хозяйственными учреждениями. Например, различные склады, кузница, конный двор, столярная мастерская и целый сонм различных «агентов» этой дороги в виде: инженеров заправских и т.н. «анженеров», каковыми здесь в шутку называли всех тех «мелких сошек» дороги, которые ничего общего с инженерами исключительно не имели. Это конторщики, различные хоз. смотрители и т.п., прекрасно покупающие по «инженерским ценам» — только паклю и лошадей, но тем не менее при командировках украшавшие себя в пути зеленым кантом на фуражке… к великому удовольствию домовладельцев – весьма изрядные, не менее изрядно тратили деньги в клубе… и так или иначе способствовали,- надо сказать правду, к поднятию благосостояния местного населения. Все эти «путейцы» занимали квартиры и платили: клуб, извозчики.
Благодаря проведению телефона в Каргополе у нас устроилась теперь прекрасная мясная лавка на деньги, внесенные в управу за провода и постановку телефонных столбов».
«Из Каргополя на имя его Превосходительства г. начальника губернии получено следующая телеграмма: «Сегодня, 16 ноября, в 10 часов утра через станцию Няндома Вологодско-Архангельской железной дороги проехала приемная комиссия с председателем Мамонтовым и приглашенными гостями в Архангельск. Завтра пойдут пассажирские поезда»».
1901 год. Ремонт Шенкурского тракта
Дороги в Каргопольском уезде «исправлялись» натуральной повинностью крестьян. При этом крестьяне имели право нанимать кого-либо для ремонта своего участка дороги. Например, в 1901 году жители Малошальского сельского общества на сельском сходе решили по дешевой цене уступить из общего надела песок, чуру и мелкий лес подрядчику по исправлению Шенкурского тракта Александру Кожину: « … за чуру по два рубля и за песок по одному рублю с каждого вывезенного им куба… и деньги за примерно триста кубов подрядчик Кожин обязан по утверждении сего приговора выдать сборщику податей Малошальского общества для разверстки и взноса таковых податные сборы следуемые по частному сроку к первому сентября сего года. Кроме того, уступить безденежно 25 кубиков хворосту о полотно дороги сего тракта». Земский начальник признал это решение неправильным, так как указанные цены ниже, например, Ряговских, и что этим «крестьяне себя обделили, и что, увеличив цены, крестьяне могли бы заплатить ссуду в земскую управу за выданный в 1900 году хлеб».
Но уездный съезд под председательством И.Г. Пети решил, что «…уступка крестьян является для них сделкой, безусловно, выгодной как по определенной ими цене материала, так и потому, что материал этот предназначается для общеполезного предприятия, в частности полезного и для самих крестьян, т.к. ремонт дороги лежит на их натуральной повинности, от исполнения коей они в настоящее время освобождаются. …Тот материал, необходимый для ремонта дороги, который они обязаны не только уступить, но и вывезти на дороги безденежно, в настоящее время они уступают за плату… кроме того, сами же будут пользоваться исправленной дорогой без всяких со своей стороны на то затрат. …Приняв во внимание важность и общеполезность ремонта Шенкурского тракта, служащего единственным подъездным путем к железной дороге, уездный съезд определил: приговор крестьян Малошальского общества утвердить и таковой обратить к немедленному исполнению».
1910 г. Из отчета уездного исправника:
«Почтово-телеграфные конторы — в Каргополе и Няндоме. Почтовое отделение — Ряговское в с. Рягово. … На железнодорожных станциях, Фатьяновском и Воезерском волостных правлениях, откуда вся корреспонденция доставляется два раза в неделю в Няндомскую почтово-телеграфную контору через особого рассыльного».
В отчете за 1897 г. благочинного четвертого округа Каргопольского уезда дана характеристика приходов прилегающих к Шенкурскому тракту, а так же располагающихся в районе Восточного побережья оз. Лаче и в юго-восточном «углу» Каргопольского уезда: «Литургии отправляются в воскресные и праздничные дни, исключая бедных и малолюдных приходов: Малошальского, Валдиевского, Ковежского, Заможского, в коих особенно в летнее время, когда народ занят работами…
В настоящие скудные и малоурожайные годы руга, подаваемая прихожанами, доходит до крайней малости…
Число людей по приходам увеличилось, этому способствовало большое количество браков и самая малая смертность.
Не зараженные расколом: Большешальский, Малошальский, Нокольский, Ковежский, Заможский, Валдиевский приходы.
На самой низкой степени развития благочестие находится в приходе Ряговском и отчасти Малошальском — раскольнический дух. Во всех приходах страсть к пьянству.
В большем, сравнительно с другими приходами, количество народа собирается в приходах Ковежском, Валдиевском, Нокольском, Вохтомском и отчасти Большешальском и Ольгском и особенно в зимнее время. В приходах же Вадьинском и Ряговском храмы Божии иногда бывают совершенно пусты, а наипаче всего летом.
Знание начальных истин более развито в Большешальском и Ольгском приходах, чему много влияют существующие издавна в приходах школы.
1895 год. Охотничий промысел в волостях Ряговской, Лодыгинской, Калитинской
Ряговское | Лодыгинская | Калитинская | |
Число домохозяев | 192 | 380 | 550 |
Охотников на зверя | 9 | 6 | 5 |
Добыто (зверя: медведей \зайцев\ белок\ другие | 1\10\50\2 | -\100\10\- | -\110\140\- |
Общая сумма заработка | 35 | 11 | 28 |
Сводка происшествий на Шенкурском тракте.
1869 г. «Отпуск», т.е еженедельная записка олонецкому губернатору от Каргопольского уездного исправника: «В ночь с 11 на 12 мая в городе совершены 3 кражи из погребов со взломом замков: у землевладельца Бек разных съестных припасов на сумму до одного рубля, у священника Попова припасов до 3 рублей и чиновника Кулаковского припасов на сумму до 142 рублей. Кражи совершил крестьянин деревни Большая Шалга Петр Баранов, который и сознан в преступлении при первоначальном же дознании. Часть похищенного возвращена священнику Попову. Виновный заключен в тюрьму.»
1870 г.
«10 сентября, Каргопольского уезда, Мелентьевской волости, на дороге от Ряговского общества в д. Дор, Вадьинского общества, на семнадцатой версте близь лесной избушки, найден мертвым отставной рядовой Елизар Григорьев, 67 лет от роду, возвращавшийся в место своего жительства – д. Завондушье. По дознанию оказалось, что смерть Григорьеву последовала от истощения сил, вследствие болезненного и старческого его состояния».
1882 г.
«Каргопольского уезда Ладыгинской волости, в д. Гаревской, 12сентября сгорел по подозрению от поджога дом с пристройками крестьянина Ивана Абрамова. Убытка 500р.
В ночь на 12 октября Каргопольского уезда Малошальской волости, из мелочной лавочки Крестьянки Ирины Распутиной, чрез вынутие оконной рамы, похищено денег и товара на 24 р.30к., по подозрению крестьянином Шенкурского уезда.