Павел Иванович Казанский – благочинный. Заботы о просвещении народа.

«Поднятие вопроса о представлении к канонизации каргопольского священника,
благочинного Каргопольского округа
Павла Ивановича Казанского».

Краткая аннотация доклада: «Павел Иоаннович Казанский был священником Нименского погоста, находившегося в 70 верстах от Каргополя. Пастырская деятельность Павла Иоанновича была подлинным подвижничеством. В своем обширном приходе открыл он духовное училище и пять церковных школ, полностью возродил древнюю Благовещенскую церковь и построил несколько новых благолепных храмов. Сердце отца Павла Казанского всегда было широко открыто для всех труждающихся и обремененных, которых он принимал не только в храме, но в любое время суток у себя дома. Батюшка Павел стал для сына ярким живым примером жертвенного служения Богу и ближним… В 1887 году Василий Казанский по благословению отца поступил в Олонецкую духовную семинарию, по окончании которой в 1893 году стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии».[i]

Филимонов В.П. («Возвращаю мой белый клобук незапятнанным…»)

Вопрос о представлении к канонизации каргопольского священника, благочинного Каргопольского округа, праведника и подвижника благочестия Павла Ивановича Казанского возник при работе над авторской рукописью «Собрание  всех  святых, в земле Каргопольской просиявших, и подвижников благочестия: Энциклопедия». Во многих документах, публикациях указаны обстоятельства его жизни и церковного подвига, безукоризненная, высокая христианская жизнь. Предлагается рассмотреть вопрос о возможности канонизации праведника и подвижника благочестия, уроженца Каргопольского уезда (ныне Каргопольского района) Павла Ивановича Казанского как местночтимого святого, создания инициативной группы.

Каргопольский уезд был богат святыми, которые служили и трудились на этой земле. Единственным святым уроженцем Каргопольского уезда (ныне территория Няндомского района) является священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский. Сотни священников Каргопольского района были репрессированы, многие из них замучены и расстреляны…

Как известно, основания для канонизации формировались на протяжении многовековой церковной истории. Основанием для канонизации являются: “неустанная проповедь слова Божия, мученичество и исповедничество за Христа, ревностное святительское служение, высокая праведная жизнь, безукоризненное Православие. Критериями канонизации служат народное почитание подвижников, дары чудотворения, засвидетельствованные при жизни святого или после его смерти, и, нередко, хотя и не обязательно, наличие святых мощей.[ii]

1. ОБЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: священник, настоятель Нименского прихода, духовник 5-го благочиннического округа, благочинный 5-го Каргопольского округа, учитель (наставник), наблюдатель за церковно-приходскими школами, член Каргопольского уездного отделения Олонецкого епархиального училищного совета, праведник, подвижник благочестия, из прославленной многовековой династии каргопольских священников – рода Казанских, отец священномученика Вениамина.

2. ФОТОГРАФИИ (ИЗОБРАЖЕНИЯ) Павла Казанского: не обнаружено.

3. МЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ[iii]

Дата рождения:  31.10.1840         Место рождения: Олонецкая губ., Каргопольский уезд, погост Большая Шалга  
Дата смерти: 5.12.1903 Место смерти:   Олонецкая губ., Каргопольский уезд, погост Нименский

4. РОДСТВЕННИКИ (БЛИЗКИЕ)

Жена – Казанская (Смирнова) Мария Александровна (род. 1.8.1844).

Сын – Вениамин (Казанский Василий Павлович), митрополит, священномученик.

Дочь – Баданина (Казанская) Анна Павловна (род. 25.7.1877). Окончила Олонецкое епархиальное женское училище в Петрозаводске. Вышла замуж в 1894. Муж: Василий Николаевич Баданин; окончил Санкт-Петербургский учительский институт. С 1889 – помощник учителя в г. Никольске, затем учительствовал в Каргополе, Казани, С.-Петербурге. С 1.11.1912 по 1.3.1918 – инспектор народных училищ Устюженского уезда Новгородской губ. По выходе на пенсию переехал семьей в Петроград. Дети: Николай (род. 8.5.1895), Ольга (род. 1.6.1897) и Борис (род. 13.9.1900).

Сын – Казанский Александр Павлович (род. 15.8.1880), священник.

Сын – Казанский Григорий Павлович (род. 20.1.1885), священник.[iv]

5. ПОЛУЧЕНИЕ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Дата поступления Дата окончания Учебное заведение Комментарий
1861 Олонецкая духовная  семинария окончил по 2-му  разряду

Он и учительствовал, был наблюдателем и состоял в епархиальных училищных советах. При нём, кроме министерского и двух земских училищ, было открыто пять церковных школ…

6. РУКОПОЛОЖЕНИЕ В СВЯЩЕННЫЙ САН

27.7.1863 рукоположен во священника архиепископом Олонецким и Петрозаводским Аркадием (Федоровым) в Петрозаводском Петропавловском соборе

7. МЕСТА СЛУЖЕНИЯ / ДОЛЖНОСТИ

Дата начала Дата окончания Место служения, сан, должность
1861 27.7.1863 Олонецкая и Петрозаводская епархия,  Олонецкая губерния, Каргопольский уезд,  погост Нименский,  сельское училище, учитель
27.7.1863 5.12.1903 Олонецкая и Петрозаводская епархия, Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, погост Нименский, священник (прибыл к месту служения 24.8.1863), настоятель Нименского прихода, духовник 5-го благочиннического округа (1870–1880), благочинный 5-го округа (с 23.6.1888), член Каргопольского уездного отделения Олонецкого епархиального училищного совета. Наблюдатель за церковно-приходскими школами, учитель (наставник) Нименского сельского училища (до 1871), штатный законоучитель этого училища (с 1871)

8. НАГРАДЫ

1876 право ношения набедренника
1879 право ношения скуфьи
1890 право ношения камилавки
1893 книга «Библия», от Святейшего Синода выдаваемая, награжден «за ревностные труды по должности наблюдателя за церковно-приходскими школами»
6.5.1898 право ношения наперсного креста из кабинета Его Императорского Величества
1901 орден св. Анны 3-й степени, награжден «за 25-летние труды по народному образованию»

9. БЕЗУКОРИЗНЕННОЕ ПРАВОСЛАВИЕ

Проводил проповеди и беседы со старообрядцами в исторически раскольническом приходе, привлекая их благо церковной жизни округа. Устроил в бедном раскольническом приходе четыре достаточно благолепных храма, почти исключительно на доброхотные пожертвования прихожан. Сами раскольники помогали своими пожертвованиями в этом деле. Последние годы большую радость доставляло ему то, что тяготение к расколу, очевидно, ослабевало. Число говеющих, посетителей храма все увеличивалось и увеличивалось; в сознание прихожан начало проникать убеждение, что спасение не в расколе, а в общении с церковию. Старухи раскольницы, боясь лишиться погребения церковного, со слезами умоляют батюшку принять их к себе.[v]

10. СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПОЧИТАНИИ ПРАВЕДНИКА В НАШЕ ВРЕМЯ

В Большой Шалге, у о. Иоанна Казанского и его жены Ульянии Николаевой родился сын Павел (31 октября 1840 – 5 декабря 1903) – отец св. митрополита Вениамина.

2017-06(11) Большая Шалга

Сейчас для консервации уникального деревянного храма в Большой Шалге под Каргополем, где служил диаконом дед Петроградского митрополита – священномученика, не хватает ни воли, ни средств….[vi]

Почитание Павла среди местного населения – как отца священномученика Вениамина (Казанского), упоминание на службах.

2019-10(26) Андреевская

Спасо-Преображенская церковь в деревне Андреевской, построенная на месте разрушенного Никольского храма, где служил священник Павел Казанский. Деревянная церковь Спаса Преображения (построена в 2012 г.), деревня Андреевская Няндомского района. Ранее на этом месте находился Нименский погост Каргопольского уезда с двумя храмами, закрытыми и уничтоженными в советское время, где в 1873 г. в семье священника родился сын Василий, будущий митрополит Петроградский Вениамин, священномученик.

2021-08(13) д. Андреевская

Памятный крест на месте уничтоженного церковного кладбища Нименского погоста Каргопольского уезда (ныне деревня Андреевская Няндомского района Архангельской обл.), где был похоронен священник Павел Казанский (2019 г.).

Деревянное одноэтажное учебное здание 1878 года постройки, в нем 25 лет законоучительствовал отец священномученика Вениамина – митрополита Петроградского и Гдовского Василий Казанский.[vii]

При освящении здания о. Павел Казанский сказал глубоко прочувствованное слово, указав в нем на «те заботы Правительства, земства и частных лиц, которые предпринимаются для образования народного». Нименское земское училище не случайно предназначалось к преобразованию в образцовое. Оно входило в число лучших училищ уезда. «За отличное усердие и примерное исполнение учительских обязанностей» его законоучителю священнику Павлу Казанскому и учителю Николаю Лебедеву в 1878 году была вынесена благодарность от управления учебного округа. Освящение образцового училища в деревне Андреевской состоялось 19 сентября 1878 года. Участники торжества, взрослые и дети, собрались в храм на Нименский погост, отстоящий на версту от деревни. Оттуда в школу направилось многолюдное шествие с училищной иконой «среди живописной местности, чисто швейцарской, по горам между озерами, при тихой и ясной погоде». О. Павел совершил в школьном здании водоосвящение и молебствие. В новой школе он продолжал оставаться законоучителем до самой кончины, и 3 марта 1901 года удостоился награждения орденом св. Анны 3-й степени «за 25-летние труды по народному образованию».

11.О ЧУДЕСАХ И МОЛИТВЕННОЙ ПОМОЩИ

ПО ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВУ

На данное время не выявлено.

12.ПОЧИТАНИЕ ПАВЛА И ЕГО РОДА В АКАФИСТЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ВЕНИАМИНУ,

МИТРОПОЛИТУ ПЕТРОГРАДСКОМУ И ГДОВСКОМУ

Кондак 1

Избранный Христом Господом на служение Ему, с юных лет воспламенивший в сердце отрока Василия искру горения пострадать за веру православно исповедающих Его – Христа-Спасителя мира. Самым делом послежде исполнил еси желаемое, исповедуя пред неверными и свидельствуя: «Я – за Христа». Почитая твое мужество и терпение, воспеваем ти: Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

Икос 2

Разумом свыше просвещенный и Духом Святым одаренный, сердцем же во благочестии от младости воспитан сый, радость и утешение всем был еси. Тем же приносим тебе хвалы сицевые:

Радуйся, светом благочестия от Бога озаренный;

Радуйся, учением благочестия из детства напоенный.

Радуйся, отрасле благоухающая корене духовнаго;

Радуйся, девственную чистоту от юности  возлюбивый.

Радуйся, иерея Божия и благочестия родительскаго наследниче преизрядный;

Радуйся, душу свою всецело Господу посвятивый.

Радуйся, молитвою и Богомыслием ум свой в горняя вперивый;

Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

Икос 3

Имея благодать священства дело благовестника и инспектора добре сотворил еси в стенах Холмския семинарии со всяким долготерпением и учением наставляя, иных же ко исправлению жития словесы и делы твоим влекл еси. Почитая сия труды твоя, единодушно, едиными усты с митрополитом Евлогием, восхвалявшего тя и мы тебе вопием:

Радуйся, монашеский подвиг и иерейское служение в житии своем добре сочетавый;

Радуйся, юные души наставивый и ко Христу приведый.

Радуйся, преемниче рода священнаго;

Радуйся, искавшия спасения правым учением оглашавый.

Радуйся, житием своим сего учения не посрамивый;

Радуйся, яко праведно дадеся ти жребий пастырскаго о душах попечения.

Радуйся, неутомимый священнослужителю Господень и вся часы суток готовый пребывати в храме Божия;

Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

Кондак 10

Спасти хотя всякаго человека Господь Серцеведец, зря твою ревность: в юности бо ты лобызал пламенеющим сердцем первых мучеников и скорбел, яко не можеши приобщиться их славному подвигу, по исполнении времени посла ти желаемое, да и ты спостраждеши о имени Его – Христа Бога и со страдальцы воспоеши: Аллилуиа.[viii]

13. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЖИЗНИ И ЦЕРКОВНОГО ПОДВИГА

Об этом подробно написано далее в Житие Павла Казанского. Он сорок лет священствовал в приходе, состоящем из 25 деревень, расположенных в одну сторону на 50, а другую на 25 верст (огромная по площади территория, в труднодоступной местности!). Устроил в бедном приходе четыре достаточно благолепных храма, почти исключительно на доброхотные пожертвования прихожан. Помогал не мало и материально, ссужая в нужное время хлебом и деньгами. Не только свои, но и из чужих приходов обращались к нему за хлебом; он и им не отказывал. Дом его был открыт для всех. Проезжающие, проходящие, особенно духовного звания, находили себе, даже родственный прием. Зато и знали о. Павла по всей округе. О. Павел обращал большое внимание и на свою жизнь, чтобы не подать повода к соблазну и быть образцом для верующих и житием. Табак, столь нелюбимый раскольниками, был изгнан из его дома. Последние 25 лет он совсем не употреблял вина.[ix]  

14. МОЛИТВЕННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПРАВЕДНИКА

«2 ноября с трудом он пришел в церковь к утрени, но из церкви его уже вывели. Больше из дому он уже никогда не бывал. Сидя, а потом лежа, больной, занимался текущими делами. Когда писать был не в силах, то диктовал. Наблюдая за собою, сведущий по медицинской части, о. Павел заметил, что надежды на выздоровление мало. Тогда он пишет записку другому священнику, чтобы он пришел его напутствовать, а сыну и дочери шлет телеграммы, что медицина бессильна: он очень слаб. К постели умирающего из Самары и Петербурга собираются его дети. 27 ноября совершается над больным таинство елеопомазания. Трогательная была картина! Сын Архимандрит, Ректор семинарии [в будущем священномученик Вениамин] предстоятельствует, сын диакон поет, сын семинарист прислуживает. Больной внимательно следит за совершаемым таинством, указывает, когда и что нужно делать, где и как помазывать. На другой день он ведет такую беседу со своею женой и детьми, которые сидят вокруг постели. “Господь тянет дни мои. После меня, я думаю, вы будете жить хорошо. Я теперь уже ко всему равнодушен. Ничто земное меня не занимает, так как к земле меня теперь привязывает только вода, которую пью, да ваши ласки. Теперь мне остается решить последнюю трудную задачу — умереть. Об этом я все теперь думаю. Не знаю, трудно или нет будет умирать”. Наступило 5 число, канун храмового праздника. Больному слышится, что звонят, он спрашивает насчет службы и т.п. К вечеру он все слабеет. Сын Архимандрит надевает епитрахиль, читает акафист Спасителю и канон на исход души. Больной слушает и заставляет себя приподнять. По прочтении молитвы он трижды целует медный крест, употребляемый им при требоисправлениях и шепчет “хорошо”. Потом он еще что-то шептал, как будто слова молитвы. Прилег и минуты через три уснул, закрыл глаза, и дыхание прекратилось. Никаких конвульсий, ни хрипения, ничего не было. Последняя задача решена, он умер легко, спокойно, с молитвой на устах. Сами дети отерли и одели своего родителя, отслужили литию и стали читать евангелие…»[x]

15. МУЧЕНИЧЕСТВО И ИСПОВЕДНИЧЕСТВО ЗА ХРИСТА

Протоиерей Георгий Митрофанов, член Комиссии по канонизации, настоятель храма апостолов Петра и Павла при Академии постдипломного педагогического образования г. Санкт-Петербурга, профессор СПбДАиС: «Основными критериями канонизации подвижников веры в Русской Православной Церкви являются: праведное житие, православие безукоризненное, народное почитание, чудеса, и если таковые есть, то нетленные мощи. Следуя древней церковной традиции, к прославлению в лике новомучеников и исповедников Российских предлагаются лишь те, кто совершил подвиг мученичества и исповедничества непорочно, не оговорив ни себя, ни других в вымышленных преступлениях. 

От рака желудка скончался на 64-м году жизни священник Нименского прихода, Каргопольского уезда, Павел Иоаннович Казанский.

16. НАЛИЧИЕ СВЯТЫХ МОЩЕЙ

«Заботливая рука прихожан устроила склеп из кирпича, чтобы земля не давила гроба…»[xi]

17. ПРОШЕДШИЙ СРОК ПОСЛЕ ЗЕМНОЙ КОНЧИНЫ

5 декабря 1903 года от рака желудка тихо скончался на 64-м году жизни священник Нименского прихода Каргопольского уезда Павел Иоаннович Казанский.[xii] В 2023 году стало ровно 120 лет, как завершил свой жизненный путь Павел Казанский. Какой срок должен пройти после земной кончины подвижника?: Формального срока не установлено.

18. ПОЧИТАНИЕ ЦЕРКОВНЫМ НАРОДОМ

«Сильно горевали прихожане, узнав о смерти своего батюшки. Одни стали готовить могилу, другие гроб. На дому служили панихиды, и вечером парастас. 7-го назначены были похороны. На погребение приехало 8 священ[ников] и 3 диакона за 50 и 60 верст. Ввиду громадного стечения народа литургия и отпевание были совершены не в теплом, а в холодном храме. Просторный храм был переполнен народом. Литургию служил Архимандрит с двумя священниками и двумя диаконами, а на отпевание, во главе с ним, вышло восемь священников. Во время причастного сказана была проповедь свящ Николаем Кенорецким, а пред отпеванием речь сыном покойного Ректором самарской семинарии. Истово отправлялся чин погребения. О.о. иереи с честию провожали своего собрата. Немало времени заняло прощание прихожан с пастырем. Подходили они чинно, не толкаясь, не торопясь, как приучены были покойным подходить ко кресту. Вот подходит старец лет восьмидесяти, слепой, приехавший за пять верст на похороны; поклонился в землю, а встать-то и не может. Поднимают, подводят. Тут здоровый представительный крестьянин стоит и все время плачет и т.п. Самый гроб был облеплен во множестве мелкими свечечками, которые зажгла любовь к почившему. Умилительно просят, чтобы позволили им понести гроб. Желание их удовлетворяется; из дома до церкви и из церкви до могилы прихожане на своих плечах несут гроб. В четвертом часу опустили гроб в могилу. Заботливая рука прихожан устроила склеп из кирпича, чтобы земля не давила гроба…»[xiii]

19. ПРОСЛАВЛЕННАЯ  МНОГОВЕКОВАЯ ДИНАСТИЯ

КАРГОПОЛЬСКИХ  СВЯЩЕННИКОВ – РОД  КАЗАНСКИХ

Если проследить вклад многовековой династии Казанских, то следовало бы весь род Казанских возвести в статус святого на Русском Севере.

Родословие Казанских прослеживается до Феодора Матвеева – прадеда святого митрополита. «Пономарский сын» Феодор Матвеев, умерший 14 де-кабря 1847 г. на 64-м году жизни, в 1794 г. был произведен митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Гавриилом (Петровым) в пономари к Казанской пустыни Вытегорского уезда, где и прослужил всю жизнь. Храм этой упраздненной пустыни, стоявшей на полпути между Каргополем и Вытегрой, был бесприходным. Его посещали лишь редкие паломники, чтобы поклониться Казанской иконе Божией Матери, принесенной еще первыми монахами. От названия пустыни их сыновья, очевидно, и получили фамилию Казанские.[xiv]

20.ЖИТИЕ ПРАВЕДНИКА, ПОДВИЖНИКА БЛАГОЧЕСТИЯ ПАВЛА (КАЗАНСКОГО), ОТЦА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЕНИАМИНА
«На службе Божией»

Митрополит Вениамин, сын П.И.Казанского (автор некролога).

Олонецкие епархиальные ведомости. – 1904, № 3. – С. 67–74.

5 декабря, 1903 года. От рака желудка тихо скончался на 64-м году жизни священник Нименского прихода, Каргопольского уезда, Павел Иоаннович Казанский. Два года он учительствовал и сорок лет священствовал в приходе, состоящем из 25 деревень, расположенных в одну сторону на 50, а другую на 25 верст. Последние 15 лет по день смерти на нем лежали обязанности благочинного.

Покойный все свои силы отдал приходу, который при разбросанности населения лишен удобных путей сообщения. В деревни за 20 и 30 верст на требы приходилось ездить верхом, имея при себе в сумке все нужное для совершения того или иного требоисправления. Лесная тропа, которая вела в них, шла по болотам и чрез речки, на которых мостики каждую весну и осень уносило домой, и лошади переправлялись вплавь. Сколько бывало всяких приключений: то увязнет лошадь в болоте, то испуганная в чаще леса птичкой или зверьком сбросит своего всадника. Господь только хранил от всевозможных опасностей своего служителя, который, не желая утруждать крестьянина и псаломщика, пускался один в опасные путешествия. Не умея ездить верхом, поступил о. Павел в Нименское, но нужды прихода заставили его научиться и превратиться в наездника. Когда ему исполнилось 50 лет, то он стал чувствовать последствия верховой езды и тех многочисленных ушибов, которые были получены во время падений. Для многих священников, слышавших рассказы о таких путешествиях, жизнь в таком приходе казалась невозможной. А он жил и жил, не год и не два, а целых сорок лет, да еще и о нуждах прихода пекся.

Заботясь о духовных нуждах пасомых. о. Павел не мало понес хлопот, трудов и огорчений ради того, чтобы устроить в бедном раскольническом приходе четыре достаточно благолепных храма, почти исключительно на доброхотные пожертвования прихожан. Один храм устроен на окраине прихода в центре местного раскола. Здесь когда-то была церковь, но ее забросили. Кругом выросли громадные ели, которые своими ветвями прикрывали от непогоды лишенные крыши стены храма. Лет сто тому назад после разгрома, произведенного в церкви раскольниками, все иконы и другие священные вещи были вынесены из нее. Любители старины благоговейно относились к развалинам церкви, так как она была выстроена и освящена еще во времена дониконовские, и собирались к ним на богомолье. Эти развалины, реставрируя их, о. Павел превращает в храм, не трогая стен и основания и сохраняя старинный фасад. Сами раскольники помогали своими пожертвованиями в этом деле. Заветным желанием его было устроить при нем церковно-приходскую школу. Очень он горевал, что старания его превратить в таковую школу грамоты не увенчивались успехом.

Кроме храмов, рассадниками духовного просвещения являются школы. В Нименском приходе для удовлетворения просветительных нужд его необходимо чуть не в каждой деревне открывать школу. Поэтому в нем. кроме министерского и двух земских училищ, было открыто заботами батюшки пять церковных школ. Первое время учителями в них были воспитанники о. Павла, которые и трудились под его руководством. Двое и теперь еще остаются: один даже состоит учителем церковно-приходской школы и на хорошем счету, хотя он кончил только начальное училище.

Исполняя заповедь апостольскую, о. Павел в церкви и по домам поучал своих пасомых. Нередко он говорил проповеди своего составления, даже импровизации, которые были не обширны, но содержательны. Образцом их может служить слово, сказанное в день празднования сорокалетия. По воскресным и праздничным дням между утреней и литургией прихожане собирались в доме священника. Здесь пастырь, сидя в кругу пасомых, беседовал с ними. Они предлагали ему вопросы, высказывали свои недоумения, свое понимание тех или других вещей и т. д. Предмет этих бесед в собственном смысле был самый разнообразный и определялся насущными нуждами прихожан. Они знакомили пастыря с духовным состоянием их. На этих беседах выступали только мужчины. Заботливый пастырь находил возможность иметь такие беседы и с женщинами. На севере существует обычай собирать “петровщину”, т.е. масло и яйца в Петров пост. Сбор несколько унизительный для духовенства, которое наряду с нищими ходит из дома в дом, выпрашивая ложечку масла или сметаны. У о. Павла дело было поставлено иначе. В Петров пост у него было больше досуга, так как он освобождался от занятий в училищах. Выбрав свободный день, он отправляется в одну или несколько расположенных по соседству  деревень. Если было недалеко — версты две. три и даже четыре, — то шел пешком. В каждой деревне был дом, в котором всегда останавливался батюшка. Хозяйский мальчуган сказывал по деревне, что пришел священник за петровщиной. Начинают собираться хозяйки домов. Они вступают в беседу с о. Павлом: рассказывают свои и радости, предлагают разные вопросы религиозно-нравственного характера и свое решение их, спрашивают советов по хозяйству, уходу за детьми и больными и т.п. Эти беседы знакомили о. Павла с духовною и вообще жизнию прихожан. Весьма благодарны они были за них вообще батюшке. Одна перед другой старались принести ему лучшее масло. Если какой-либо хозяйки не бывало дома, то она потом старалась передать ему свою дачу масла — это приношение от трудов рук своих. Пишущему эти строки приходилось бывать наблюдателем этого сбора петровщины. Картина сего всегда восстает в воображении, когда заводят речь по поводу сборов духовенства. Не сборы унизительны, а постановка их.

Был застарелый недуг в Нименском приходе, с которым много было хлопот покойному — это раскол. Раскольников сравнительно было не много, но тяготение к нему глубоко коренилось в душах прихожан. По соседству были Устьволга, Волосово и Шажма. В окружающих лесах было не мало мест, ознаменованных подвигами прежних и современных расколоучителей. Нименьжане были нерадивы к исполнению христианского долга, посещению храма Божия, смотрели на старую веру, как на средство получить спасение, подобно тому как в древности на Руси смотрели на монашество. О. Павел внимательно следил за жизнию раскола и старательно изучал его и при том именно местный Нименский раскол. Он брал у раскольников книги печатные и рукописные, на которых они обосновывали свое упование. Помню с самого раннего детства, что в нашем доме часто появлялись черные, закоптелые, старые, в кожаных переплетах книги, которые отец привозил из прихода и через некоторое время опять отвозил. Раскольники не чуждались священника, даже их “отцы” заходили в дом к нему по житейским делам, так как он к полиции в борьбе с расколом никогда не обращался. Странным казалось даже нам детям появление в доме таких лиц. Приходит, как сейчас вижу, высокого роста, рыжеватый, с большой бородой, стриженой маковкой (гуменцем на голове), злобно посматривающий старик. При входе в избу он не молится. В разговорах с отцом называет его “Павел Иванович”, а не “батюшка”, как звали православные. Спрашиваем, что это значит, нам отвечают: это раскольнический поп (так у нас называют беспоповщинских требоисправителей). Зная основания раскола, о. Павел сильно обличал его несостоятельность в беседах с православными и раскольниками. Последние годы большую радость доставляло ему то, что тяготение к расколу, очевидно, ослабевало. Число говеющих, посетителей храма все увеличивалось и увеличивалось; в сознание прихожан начало проникать убеждение, что спасение не в расколе, а в общении с церковию. Старухи раскольницы, боясь лишиться погребения церковного, со слезами умоляют батюшку принять их к себе. Но он не сразу, а только после тщательного испытания искренности их обращения принимал, всегда заявляя, что таких, которые сегодня православные, а завтра раскольницы, ему не нужно.

О. Павел обращал большое внимание и на свою жизнь, чтобы не подать повода к соблазну и быть образцом для верующих и житием. Табак, столь не любимый раскольниками, был изгнан из дома. Последние 25 лет он совсем не употреблял вина. В нуждах прихожанам помогал когда и чем мог. Он, бывало, растолкует им и закон, посоветует куда и как писать прошение по тому или другому делу, конечно, правому, прочитает и напишет письмо какой-нибудь старушки ее сыну, поможет сложный расчет произвести неграмотным крестьянам, заступится за них пред начальством, выясняя истинное значение того или другого действия и т.п.

Помогал немало и материально, ссужая в нужное время хлебом и деньгами. Никогда не забуду, напр[имер], такого разговора его с матушкой. Одному крестьянину нуждающемуся он дважды давал по теленку месяцев 6-ти или 7-ми, конечно. бесплатно; но они пропадали. Тогда он и говорит: “дадим ему телушку на втором году, скорее он корову вырастит”. Так и сделал, и крестьянин был с коровой. Наступает весна, нужно сеять, а у некоторых крестьян семян нет, и на деньги их достать нельзя. Идут к о. Павлу. Он им все семена, бывало, и отдаст. У кого есть деньги, то он отпускает за них, только берет не ту цену, какую нужда налагала в это время, а гораздо ниже. Другим, да и по большей части дает без денег в работу, взаймы, а то и так дело оканчивалось, особенно в нужные годы тем, что в амбаре в засеках все вычищалось и не оставлялось на запас ни зерна старого. Не только свои, но и из чужих приходов обращались к нему за хлебом; он и им не отказывал. Дом его был открыт для всех. Проезжающие, проходящие, особенно духовного звания, находили себе, даже родственный прием. Зато и знали о. Павла по всей округе.

Так жил и трудился добрый пастырь целых сорок лет. С летами силы телесные стали слабеть, но дух был бодр.

Исполняется ему 60 лет; по этому поводу он пишет сыну; “вот мне и 60 лет исполнилось! Беру себе во внимание и обязанность проводить дальнейшую жизнь свою с большей осторожностию и ограничениями. Да подаст мне Господь крепость и силу к выполнению моих добрых предначертаний”. А предначертания были широкие. Он, например, поставил себе целию поднять экономический быт крестьян одной деревни, которые перестали обрабатывать свою землю и стали нищенствовать. Слыша о домах трудолюбия, он стал наводить о них справки. А пока обратил внимание на подрастающее поколение, открыл для них школу и подыскал умного трудолюбивого крестьянина учителя, который мог и с крестьянами побеседовать и службу, какую можно, в воскресный день отправить (до церкви 29 вер.). До сих пор во всей деревне ни одного грамотного не было. Открыли школу, а ребята не ходят, так как надо милостыню просить. О. Павел берет их под свое попечение, кормит их обедом, даже ужином, шьет одежду и т.д.

Награждают его наперсным крестом. По этому поводу в ответ на поздравление он пишет: “Да! я, наконец, получил крест. Дай Бог, чтобы он напоминал мне с большею силою о том кресте, который я  должен неослабно нести в настоящей жизни в виде более точного исполнения своих обязанностей! Это крест о. Павел и нес до самой могилы. В октябре месяце он стал замечать, что с ним творится что-то неладное: желудок отказывается работать. Почти не принимая пищи, о. Павел исполняет свои обязанности по приходу, училищам и благочинию. 2 ноября с трудом он пришел в церковь к утрени, но из церкви его уже вывели. Больше из дому он уже никогда не бывал. Сидя, а потом лежа, больной, занимался текущими делами. Когда писать был не в силах, то диктовал. Наблюдая за собою, сведущий по медицинской части, о. Павел заметил, что надежды на выздоровление мало. Тогда он пишет записку другому священнику, чтобы он пришел его напутствовать, а сыну и дочери шлет телеграммы, что медицина бессильна: он очень слаб. К постели умирающего из Самары и Петербурга собираются его дети. 27 ноября совершается над больным таинство елеопомазания. Трогательная была картина! Сын Архимандрит, Ректор семинарии предстоятельствует, сын диакон поет, сын семинарист прислуживает. Больной внимательно следит за совершаемым таинством, указывает, когда и что нужно делать, где и как помазывать. На другой день он ведет такую беседу со своею женой и детьми, которые сидят вокруг постели. “Господь тянет дни мои. После меня, я думаю, вы будете жить хорошо. Я теперь уже ко всему равнодушен. Ничто земное меня не занимает, так как к земле меня теперь привязывает только вода, которую пью, да ваши ласки. Теперь мне остается решить последнюю трудную задачу — умереть. Об этом я все теперь думаю. Не знаю, трудно или нет будет умирать”. Наступило 5 число, канун храмового праздника. Больному слышится, что звонят, он спрашивает насчет службы и т.п. К вечеру он все слабеет. Сын Архимандрит надевает епитрахиль, читает акафист Спасителю и канон на исход души. Больной слушает и заставляет себя приподнять. По прочтении молитвы он трижды целует медный крест, употребляемый им при требоисправлениях и шепчет “хорошо”. Потом он еще что-то шептал, как будто слова молитвы. Прилег и минуты через три уснул, закрыл глаза, и дыхание прекратилось. Никаких конвульсий, ни хрипения, ничего не было. Последняя задача решена, он умер легко, спокойно, с молитвой на устах. Сами дети отерли и одели своего родителя, отслужили литию и стали читать евангелие.

В соседний приход за 50 верст был послан нарочный с известием о смерти благочинного. Сильно горевали прихожане, узнав о смерти своего батюшки. Одни стали готовить могилу, другие гроб. На дому служили панихиды, и вечером парастас. 7-го назначены были похороны. На погребение приехало 8 священ[ников] и 3 диакона за 50 и 60 верст. Ввиду громадного стечения народа литургия и отпевание были совершены не в теплом, а в холодном храме. Просторный храм был переполнен народом. Литургию служил Архимандрит с двумя священниками и двумя диаконами, а на отпевание, во главе с ним, вышло восемь священников. Во время причастного сказана была проповедь свящ[енником] Николаем Кенорецким, а пред отпеванием речь сыном покойного Ректором самарской семинарии. Истово отправлялся чин погребения. О.о. иереи с честию провожали своего собрата. Немало времени заняло прощание прихожан с пастырем. Подходили они чинно, не толкаясь, не торопясь, как приучены были покойным подходить ко кресту. Вот подходит старец лет восьмидесяти, слепой, приехавший за пять верст на похороны; поклонился в землю, а встать-то и не может. Поднимают, подводят. Тут здоровый представительный крестьянин стоит и все время плачет и т.п. Самый гроб был облеплен во множестве мелкими свечечками, которые зажгла любовь к почившему. Умилительно просят, чтобы позволили им понести гроб. Желание их удовлетворяется; из дома до церкви и из церкви до могилы прихожане на своих плечах несут гроб. В четвертом часу опустили гроб в могилу. Заботливая рука прихожан устроила склеп из кирпича, чтобы земля не давила гроба.

Так дети похоронили любимого родителя; прихожане внимательного и усердного пастыря; духовенство [cобравшиеся о.о. иереи постановили служить сорокоуст по почившем, для чего составили расписание и распределили литургии между церквами сообразно количеству при них наличных иереев] заботливого начальника, который не только пред священниками не величался, но ласково и любовно относился и к низшим клириками, всегда предлагая надлежащее руководство и защищая от обид и притеснений высших.[xv]

21. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОПОВЕДЕЙ И СТАТЕЙ

В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЕПАРХИАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ

Олонецкие епархиальные ведомости (1904, № 3): «Исполняя заповедь апостольскую, о. Павел в церкви и по домам поучал своих пасомых. Нередко он говорил проповеди своего составления, даже импровизации, которые были не обширны, но содержательны. Образцом их может служить слово, сказанное в день празднования сорокалетия. По воскресным и праздничным дням между утреней и литургией прихожане собирались в доме священника. Здесь пастырь, сидя в кругу пасомых, беседовал с ними. Они предлагали ему вопросы, высказывали свои недоумения, свое понимание тех или других вещей и т.д. Предмет этих бесед в собственном смысле был самый разнообразный и определялся насущными нуждами прихожан. Они знакомили пастыря с духовным состоянием их. На этих беседах выступали только мужчины. Заботливый пастырь находил возможность иметь такие беседы и с женщинами…»[xvi]

22. ПУБЛИКАЦИИ (ДОКУМЕНТЫ)

О ПАВЛЕ КАЗАНСКОМ

Государственный архив Архангельской области. Ф. 29, оп. 42, ед. Хр. 311, л. 114 об.-115 (Метрическая запись о рождении 17 апреля 1873 г. Василия Казанского и о крещении его 22 апреля).

Грамотность в Ряговской волости (Каргопольского уезда) // Олонецкие губернские ведомости. –1887. – № 98. – С. 933–934.

Государственный архив Архангельской области. Ф. 29. Оп. 42. Ед. хр. 311. Л. 114 об.-115.

О народных учителях и школах в Речно-Георгиевском приходе, Каргопольского уезда // Олонецкие губернские ведомости. – 1875, № 49. –       С. 543–545.

Объявление благодарности // Олонецкие губернские ведомости. – 1876, № 83. – С. 912.

О ходе народного образования в Олонецкой губернии // Олонецкие губернские ведомости. – 1876, № 93. – С. 1041.

Изъявление благодарности // Олонецкие губернские ведомости. – 1878,  № 65. – С. 775.

N.N. Открытие Нименского и Ловзангского одноклассных сельских училищ // Олонецкие губернские ведомости [ОГВ]. – 1878, № 89. – С. 1077.

Чуков Н. К., протоиерей. Исторический очерк развития церковных школ  в Олонецкой епархии. По поводу 25-летия их со дня издания «Правил                о церковноприходских школах». – 13 июня 1884 года. – Петрозаводск, 1910. –     С. 40–49.

Олонецкие губернские ведомости. – 1892, № 30. – С. 317.

Список селений в Олонецкой губернии, с обозначением наличного числа домов и жителей // Олонецкий сборник. – Вып. 3. – Петрозаводск, 1894. –         С. 485–486.

Посещение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Назарием, Епископом Олонецким и Петрозаводским, приходов Большешальгского, Каргопольского уезда, и Пудожского, Вытегорского уезда // Олонецкие епархиальные ведомости [ОЕВ]. – 1898, № 6. – С. 21.

Вениамин (Казанский), иеромонах. Преосвященный Аркадий, Архиепископ Олонецкий, как деятель против раскола. Петрозаводск, 1901. –   С. 132.

N.N. Открытие… Олонецкие епархиальные ведомости. – 1901, № 7–8. –      С. 226–227.

Харин П. Андреевская волость Каргопольского уезда // Олонецкие губернские ведомости. – 1901. – № 57. – С. 3.

М. Корреспонденции. Станция Няндома, Моск.-Яросл.-Арх. железной дороги // Олонецкие губернские ведомости. – 1902. – № 21. – С. 3.

Кенорецкий Н. (священник). 40-летний юбилей свящ. о. Павла Иоанновича Казанского // Олонецкие епархиальные ведомости. – 1903. № 24, неофиц. отд. – С. 845–848. 

Перемены по службе // Олонецкие епархиальные ведомости. – 1904. –    № 3. – С. 64.

Вениамин (Казанский), (митрополит, священномученик). На службе Божией: (Некролог) / Архимандрит Вениамин // Олонецкие епархиальные ведомости. – 1904. – № 3, неофиц. отд. – С. 67–74. 

Назначение пенсий  // Олонецкие епархиальные ведомости. – 1904. – № 9. – С. 247.

Олонецкие епархиальные ведомости. – 1916, № 36. – С. 710.

Бовкало А.А., Галкин А.К. Священномученик митрополит Вениамин // Авангард. Няндомская районная газета. – 1992, № 154 (14 августа). – С. 2.

Бовкало А.А., Галкин А.К. Родственные связи св. митрополита Петроградского Вениамина // Из глубины времен. Вып. 8. – СПб., 1997. –         С. 147–161.

Галкин А.К., Бовкало А.А. Опыт обучения «поселянских детей» Олонецкой губернии в николаевское время // Философский век. – Альманах 6. Россия в николаевское время: наука, политика, просвещение. – СПБ., 1998. –   С. 143–159.

Материалы В.В. Родина (†1999), краеведа из Няндомы.

Филимонов В.П. «Возвращаю мой белый клобук незапятнанным…»:        О непостижимых подвигах и мученичестве Ангела Петрограда митр. Вениамина. Сайт ИНФОРМ-РЕЛИГИЯ. – http://inform-relig.ru/news/detail.php?ID=14346.

Духовенство Русской Православной церкви в XX в. Биографическая база данных и собрание материалов / Казанский Павел Иванович, священник. – https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/11588/.

Здание Нименьгского одноклассного сельского училища. – https://pomorland.travel/what-to-see/zdanie-nimengskogo-odnoklassnogo-selskogo-uchilishcha/.

Молитвослов. Православные молитвы / Акафист священномученику Вениамину, митрополиту Петроградскому и Гдовскому. – https://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svjashhennomucheniku-veniaminu-mitropolitu-petrogradskomu-i-gdovskomu.html.

Галкин А.К. Нименгский погост – родина св. митрополита Вениамина. – http://borovaya52.narod.ru/rodina.htm.

Галкин А.К., Бовкало А.А. Нименский погост – родина митрополита Вениамина // Христианство и Север. По материалам VI Каргопольской научной конференции. – М., 2002. – С. 85–93.

Бовкало А.А., Галкин А.К. Род Казанских в истории Олонецкой епархии / Святые и святыни северо-русских земель (по материалам VII научной региональной конференции) // сост. и научн. ред. Н.И. Решетников. –Каргополь, 2002. – С. 5–17.

Галкин А.К.Бовкало А.А. Избранник Божий и народа: Жизнеописание священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. –Спб., 2006. 

ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (ИОАННОВИЧ) КАЗАНСКИЙ:

ОБОБЩЕНИЕ ОСНОВАНИЙ И КРИТЕРИЕВ

ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О КАНОНИЗАЦИИ

1. Общая деятельность.
2. Фотографии (изображения).
3. Метрические данные.
4. Родственники (близкие).
5. Получение духовного образования.
6. Рукоположение в священный сан.
7. Места служения / должности.
8. Награды.
9. Безупречное православие.
10. Свидетельства о почитании праведника в наше время.
11. О чудесах и молитвенной помощи по его представительству.
12. Почитание Павла и его рода в акафисте священномученику Вениамину, митрополиту Петроградскому и Гдовскому.
13. Обстоятельства жизни и церковного подвига.
14. Молитвенное представительство праведника.
15. Мученичество и исповедничество за Христа.
16. Наличие святых мощей.
17. Прошедший срок после земной кончины.
18. Почитание церковным народом.
19. Прославленная многовековая династия каргопольских священников род Казанских.
20. Житие праведника, подвижника благочестия Павла (Казанского).
21. Выявление проповедей и статей в дореволюционной епархиальной печати.
22. Публикации (документы) о Павле Казанском.

Данная информация подготовлена для создания инициативной группы, более полного сбора информации (документов) о жизни и церковном подвиге каргопольского священника, благочинного Каргопольского округа.

         Все основания и критерии для принятия решения о канонизации отца Павла (Казанского) носят положительный характер, за исключением пункта 11. Необходимо обратить особое внимание на поиск материалов «О чудесах и молитвенной помощи по его представительству», разместив об этом объявление в средствах массовой информации.


Панин Геннадий Леонидович
видеооператор 


[i] Филимонов В.П. «Возвращаю мой белый клобук незапятнанным…»: О непостижимых подвигах и мученичестве Ангела Петрограда митр. Вениамина. Сайт ИНФОРМ-РЕЛИГИЯ. – http://inform-relig.ru/news/detail.php?ID=14346.

[ii] Критерии Канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви. – https://www.pravmir.ru/kriterii-kanonizatsii/.

[iii] Духовенство Русской Православной церкви в XX в. Биографическая база данных и собрание материалов / Казанский Павел Иванович, священник. – https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/11588/.

[iv] Бовкало А.А., Галкин А.К. Род Казанских в истории Олонецкой епархии / Святые и святыни северо-русских земель (по материалам VII научной региональной конференции) // сост. и научн. ред. Н.И. Решетников. –Каргополь, 2002. – С. 5–17.

[v] Вениамин (Казанский), (митрополит, священномученик). На службе Божией: (Некролог) / Архимандрит Вениамин // Олонецкие епархиальные ведомости. – 1904. – № 3, неофиц. отд. – С. 69–70. 

[vi] Галкин А.К. Нименгский погост – родина св. митрополита Вениамина. – http://borovaya52.narod.ru/rodina.htm.

[vii] Здание Нименьгского одноклассного сельского училища. – https://pomorland.travel/what-to-see/zdanie-nimengskogo-odnoklassnogo-selskogo-uchilishcha/.

[viii] Молитвослов. Православные молитвы / Акафист священномученику Вениамину, митрополиту Петроградскому и Гдовскому. – https://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svjashhennomucheniku-veniaminu-mitropolitu-petrogradskomu-i-gdovskomu.html.

[ix] Вениамин (Казанский), (митрополит, священномученик). На службе Божией: (Некролог) / Архимандрит Вениамин // Олонецкие епархиальные ведомости. – 1904. – №  3, неофиц. отд. – С. 67–74. 

[x] Там же.

[xi] Там же.

[xii] Там же.

[xiii] Там же.

[xiv] Бовкало А.А., Галкин А.К. Родственные связи св. митрополита Петроградского Вениамина // Из глубины времен. – Вып. 8. – СПб., 1997. – С. 147–161.

[xv] Вениамин (Казанский), (митрополит, священномученик). На службе Божией: (Некролог) / Архимандрит Вениамин // Олонецкие епархиальные ведомости. – 1904. – №  3, неофиц. отд. – С. 67–74. 

[xvi] Там же.


Добавить комментарий