Монастыри Каргополья — духовные центры, возрождение монашеской жизни

Монастыри Каргополья — духовные центры, возрождение монашеской жизни

В настоящее время понятие о ценностях становится всё более и более неопределённым в сознании большинства людей. Восприятие Слова становится всё слабее, научение по книгам уходит в прошлое; в потоке информации, поступающей по многочисленным каналам современной связи, человек теряет сам себя, и только великая Благодать Божия способна обратить душу на путь покаяния.

   По словам Святейшего Патриарха Кирилла, и «в монастырь люди приходят по доброй воле. За стенами монастыря – мир с множеством соблазнов. И уже тот факт, что кто-то приходит в эти обители кто-то пересекает черту, отделяющую монастырь от мира свидетельствует о том, что это – особый духовный опыт, чудо Божие, которое привело его в обитель».

   За прошедшие десятилетия во многих монастырях накоплен определённый духовный и практический опыт.

   Прежде всего – это опыт осознания невозможности устроения обители человеческими силами, на что свидетельствуют многочисленные чудеса милости Божией, проявленных за время восстановления из руин стен древних обителей. Однако осмысление основных принципов монашества возможно лишь в свете православной монашеской традиции.

   Возрождение монашества возможно только путём следования уставам Церкви и свято отеческому преданию. Это единственный путь, освящённый и засвидетельствованный опытом православных монахов – подвижников. Этот путь и дал бесчисленное множество святых и праведных монахов. Таким образом, всестороннее, глубокое, деятельное изучение свято отеческой монашеской традиции есть первостепенная задача современного монашества.

   На основании уже сформулированных принципов, в согласии со свято отеческим пониманием монашества, важнейшим аспектом внутреннего уклада монастырской жизни является его молитвенная жизнь. Молитвами монахи привлекают Божественную благодать и милость, освящающую не только их души, но изливающуюся богато на весь мир.

  Для навыка молитве необходимо постоянное упражнение. Практический опыт, подкрепляемый изучением житий и творений святых отцов и подвижников – делателей молитвы.

  Но одного чтения для усвоения и преуспевания в молитве недостаточно, ибо, по словам духовника и богослова митрополита Лимассольского Афанасия, сказанным во время доклада на Международной богословской научно – практической конференции в сентябре 2013 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, «Преемство монашеской традициине существует вне личного духовного преемства передачи духовного опыта от наставника к ученику – сыну, всем своим существом впитывающему, воспринимающему дух старца.» Потому вопрос духовного воспитания является чрезвычайно важным и требует самого пристального внимания.

   На одном поставлении в игумении Святейший Патриарх сказал об этом так: «Те, кому вверяется попечение о монастырях, скитах, должны делать всё, чтобы созидать монастырскую общину, — чтобы своей мудростью, неспешностью в принятии решений, спокойствием помогать монашествующим восходить от силе к силе… Для того, чтобы определить, что реально происходит с тем или иным насельником, нужно не только применять к ним определённые критерии, связанные с необходимостью должного поведения в монастыре, но и стараться проникнуть в душу».

   Потому ради духовного преуспеяния монашествующих, а, следовательно, и обителей необходима кропотливая, терпеливая, всесторонняя подготовительная  работа. Конечно, самое в монашеской жизни – это послушание. До истинного, искреннего послушания человек может дойти только через смирение и кротость. Только в этом случае он будет способен прислушаться к гласу Господа, услышать волю Божию.

  Сегодня происходит возрождение монашества, так как есть на то воля Божия, судя по тем изменениям, которые произошли в нашей стране.

   Суть монашеской жизни во все века, не смотря на меняющиеся обстоятельства, всегда остаётся одинаковой. Это жертвенное служение Богу и ближнему. От того, на сколько мы сумеем сохранить его применительство к тем условиям, в которые поставил нас Господь сегодня, и зависит возрождение подлинного монашества. Монашество невозможно без послушания, смирения, отвержения себя и готовности нести скорби. Всё то, что упомянуто в монашеских обетах, — терпение скорбей, гонений. Испытаний, искушений, — Господь даёт каждому человеку, идти монашеским путём. И если человек готов принять это от Бога безропотно, безоговорочно, как крест, тогда он сможет стать настоящим монахом.

   Для современного человека, особенно рефлексирующего, склонного к углублённому, даже не самоанализу, а самокопанию, самоедству, с которыми, к сожалению, часто сталкиваются, насельническая жизнь будет очень полезна! Она поможет ему забыть о себе в хорошем смысле этого слова, — забыть не о своей душе, и не о своём спасении, а об этом самокопании и комплексах.

  Монашество – это очень трудный путь, это крест, это множество испытаний и скорбей, но и одновременно – и настоящее счастье. Так как монашество есть гармония внешней и внутренней деятельности.

   Монашество в России возрождается… Но, к сожалению, все очень непросто, некоторые люди ломаются и уходят. Для оздоровления современного монашества важно, чтобы были духовники, чтобы монастыри были небольшими, чтобы они открывались не «сверху», а «снизу», вырастая из общин. Это естественный и правильный путь возникновения монастыря.

   Одним из важнейших аспектов монашеской жизни является отречение от мира. И никогда не рассматривалось как явление духовной жизни, развивающееся вне контекста Евангельского призыва, относящегося ко христианству. Напротив, монашество всегда являлось выражением духовного идеала христианства и опыта нравственного совершенствования. По слову преподобного Макария Оптинского «монашество – есть совершенное христианство». Монашеская жизнь должна стать примером духовной брани, стяжания добродетелей и молитвы. Проходя свой духовный путь подвига, молитвы и самоотречения, монашествующие, тем самым, совершают важнейшую культурную и смыслообразующую миссию в обществе.

   Русский философ Константин Николаевич Леонтьев говорил о монашестве как о высшем идеале христианства. Из чего следует, что христианство невозможно постичь без исследования монашеского пути.

   О том, что несмотря на непримиримость по отношению миру и тому, что в мире монашество отнюдь не было чуждо культуре. Но, напротив – является её союзником, говорил видный богослов протоиерей Георгий Флоровский.

   Таким образом, мы можем сказать, что душу народа, его сердце наполняют люди, достигшие святости, так как они являются подлинным источником духовного совершенствования как Церкви, так государства и общества. Святые являются теми, кто преображают окружающую действительность, они есть начатки духовного обновления жизни Церкви, что является непременным условием возрождения нравственного сознания в жизни народной, общественной и, в конечном итоге, государственной.

   Монах не призван к тому, чтобы выступать с громкими и яркими проповедями перед огромным числом людей. Монах в тишине и безвестности проповедует о Христе своей жизнью и молитвой; на опыте проживая Евангелие, он становится орудием Бога в этом мире, примером для окружающих его людей. А последним, погрязшим в суе и заботах, необходимо, как правило, лишь одно – святость. Лицезрение святости снимает с человека тяжкий груз безверия и недоверия к Богу и к людям, становится ориентиром в собственном духовном возрастании.

   Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание в одной из своих проповедей на следующее: «Без подвига для монаха нет спасения. Именно поэтому люди и устремляются в монастыри к монашествующим, желая почерпнуть часть их мудрости, их опыта. Поэтому величайшая ответственность лежит на монастырской братии, чтобы через подвиг приблизиться к Господу и тем самым исполнить своё призвание, ведь и Господь Иисус Христос через подвиг вышел на общественное служение.»

   Монашество – это в первую очередь школа обновления собственной души. Подвижник покидает мир, дабы обрести покой молитвенного созерцания для преображения и обновления образа Божия в своём сердце. Но в этом уходе заключена и жестокая трагедия, так инок, удаляющийся от мира, не испытывает покой продолжительное время. Сам мир. Со своим шумом и заботами приходит к монаху, чтобы вкусить от тишины и покоя, которые он сам не может обрести. И тогда монашество, по мысли митрополита Питирима (Нечаева), «становится уже служением социальным», т.к. монастыри являются центрами аскетического подвига и молитвы, издревле участвуют в делах милосердия и благотворительности. При обителях устраиваются церковные богадельни, приюты.

   В современный период мы видим, как при монастырях активно создаются школы. Просвещение людей, в том числе ещё неокрепших детских душ, выходит на первый план в современной повестке дня. Поскольку от будущих поколений, от их образованности, морально-нравственного состояния, несомненно, зависит судьба нашей Церкви и государства.

   И поэтому необходимо способствовать тому, чтобы при монастырях создавались школы, приюты и духовно – просветительские центры. Которые могли бы обеспечить должный уровень образования и воспитания как взрослых, так и детей. Эта мера способна оказать благотворное влияние на образовательный уровень и самих иноков, занятых в сфере науки и образования.

   Осмысливая роль монашества в современном мире, Святейший Патриарх Кирилл отмечал следующее: «Если мы понимаем непреложную истину, что духовная жизнь человека важна не только для него самого, но и несёт в себе огромный потенциал воздействия на окружающий мир, то становится ясно: даже самое уединённое монашеское житие, в котором и через которое совершает духовный подвиг, способно влиять на окружающий мир, и примеры святых об этом свидетельствуют». И сегодня, по слову Святейшего Патриарха Кирилла. Миссия монастырей в мире заключается в том, что они должны и «снова стать центрами духовного обновления народа Божия».

   Сегодня когда христианство находится под натиском безбожного мира когда сомнения обуревают юные души, не имеющие опоры в обычаях благочестия, святость и чистота монашеского жития должны стать тем маяком к которому будут стремится все плавающие в море житейском: и те кто в Церкви, и те, ктотолько на подходе к ней.

   Из выше изложенного хочу отметить, что сегодня по благословению Епископа Котласского и Вельского Василия в Няндомском благочинии под руководством протоиерея о.Олега возрождается один из маячков «Ёлгомская пустынь».

   Когда-то это место было людным, было несколько деревень, имело несколько храмов, братские корпуса. Первое упоминание о Ёлгомской пустыни относится к середине XVII века и связано со строителем храмов пустыни старцем Тарасием Москвитином. Старца Тарасия считают основателем монастыря.

   В начале XX века оставалась одна деревянная церковь, которая в 1930 ходах была разрушена. На месте монастыря располагалась деревня исчезнувшая в 50-60 годы на месте которой насельниками установлен поклонный крест, залит бетоном фундамент под постройку церкви, построено несколько бревенчатых келлий, баня, хлев для животных, хозяйственные постройки. Так шаг за шагом, послушанием и молитвами братии обитель снова оживает.  (Продолжение следует.)

Ворожко Юрий Николаевич
послушник Свято-Богоявленской Ёлгомской мужской пустыни

Добавить комментарий