Святыни русского севера и традиционная культура. История новообретенных святынь.

Помянник – книга человека

О культуре памяти сейчас говорят и пишут очень много. Изучением богатейшего русского наследия занимаются для осмысления своей национальной идентичности и сохранения исторической памяти, для крепкого фундамента будущему, да и просто потому, что человек должен быть человеком. Но, нельзя составить полной картины прошлого, только на сухих фактах и цифрах истории, без их живого обоснования. Факты и цифры должны оживляться и наполняться живыми личностями, живыми историями, личным участием.

В христианской церкви традиция памяти одна из основных традиций. Вся христианская богослужебная практика, весь святоотеческий опыт, вся жизнь человека пронизаны живой памятью. В перспективе личного церковного опыта человека «память» неразрывно связана с памятью предков. И тогда, язык памяти в первую очередь становится языком молитвы.

С самого начала существования, христианская церковь чтила память усопших предков. Молитвенное поминание покойных начинается в далекой древности. С начала III века, в соответствии с церковным уставом в годовом круге богослужений непрерывно молитвенно поминаются все, кто распространял христианское вероучение, а позже и все от века усопшие христиане. Книга, в которую записываются имена усопших для их церковного поминовения, называется Синодик или Помянник (память). Книга эта была одной из самых распространенных рукописных книг на Руси.

Ценность Синодиков велика. Они изучаются и рассматриваются исследователями в различных направлениях историческом, культурологическом, изучаются их текстовые и изобразительные особенности. Но несмотря на всестороннее глубокое изучение, происхождение Синодика и его типология еще не совсем полно изучены. Сейчас словом «синодик» (греч. Соединяющий) называются три различных памятника:

Вселенский синодик Торжества православия,

-Синодик — литературный сборник (где литературная часть составляла основу)

-Помянник — список имен усопших христиан для молитвенного поминовения личного (домашнего) и поминовения в церковном богослужении

Все три типа синодиков имели хождение на Руси. Все они объединены основной темой поминания усопших, но при этом у них, разное наполнение текста и разная функциональная направленность.

Первый тип СинодикаВселенский синодик.  Это часть особой церковной службы, составленной в Византии в 843 году в память победы православия над ересью иконоборчества.  На протяжении VIII-IX века длился спор о возможности иконописных изображений. Спор проходил в форме жесточайших гонений. Этот драматический иконоборческий период церкви завершился Торжеством православия – окончательной победой над последней в его истории крупной ересью. Было восстановлено почитание иконописных образов, иконоборцы были отлучены от церкви, а церковные иерархи и защитники православия были включены в поминальный список для «вечной памяти» называемый Синодик. Тогда же была составлена церковная служба «Чин Торжества Православия», которая органично дополнялась поминальным списком «Вселенского синодика», где перечислялись имена византийских патриархов. Целью этого синодика были:отлучение от церкви еретиков,память и прославление отцов церкви, прославление православной веры, восходящей к апостольским временам и хранящей истинное учение Христа. В конце XI века праздник под названием «Торжество Православия» вошел в число русских церковных праздников (введен Феодосием Печерским). В течении нескольких столетий сам Чин неоднократно изменялся (в наше время ежегодно отмечается православной церковью в первую неделю Великого поста).

Следует отметить, что византийская основа вселенского синодика на Руси обрастала местными памятями. В синодики записывались местные митрополиты, епископы, игумены, позже князья и княгини, цари и царицы, иноки, воины, крестьяне…

Таким образом, в основании русских синодиков положена древнейшая редакция греческих синодиков, т.е.  форма помянника, как списка имен для церковного поминания, и приходит она на Русь из Византии уже в сложившемся виде, но на Руси развивают особенный тип синодичного образца, который не встречается у византийских.


Это Синодик — сборник, в котором помянник предваряется литературными предисловиями о важности поминовения усопших и о необходимости покаяния и добрых дел. Также эти сборники в разных вариантах включали в себя фрагменты Пролога, фрагменты житий святых, выдержки текстов христианских апологетов, разъяснения о посмертной участи, нравственные повествования, рассуждения о праведной жизни, отрывки из различных притч и многие другие тексты, призывающие к  повседневному благочестию.

Появление в синодиках литературных рассуждений относится к концу 15 века и связывается исследователями (И.В. Дергачева) с литературной и общественной деятельностью Иосифа Волоцкого, основателя и игумена Успенского монастыря и церковного деятеля, составителя первой редакции трехсловного синодичного предисловия. Хочется отметить, что в синодиках XVI века Поминание было основной частью, а литературные предисловия несли второстепенный характер. Но со временем в Синодиках данного типа обилие литературных сюжетов и нравственных рассуждений увеличилось и стало доминировать над поминальным списком. Постепенно это привело к тому, что синодик — литературный сборник стал печататься отдельно, уже без списка помянника. Синодики данного типа, несмотря на название, уже не имели ничего общего с «Вселенским синодиком», читаемым в «Торжество православия». Такой Синодик утрачивает литургическую функцию и становится учительной книгой с назидательными, часто иллюстрированными, текстами. Любили и читали такие сборники везде и в приходском храме, и в монастыре, и повсеместно в домах. Поэтому данный тип Синодика иногда называют «русской народной книгой». В таких синодичных литературных учительных сборниках очень ярко отражена мысль, которая являлась основополагающей для русского человека — покаяние и милосердие есть основа христианской православной веры, основа жизни человека. Эта мысль находит выражение во всех синодичных предисловиях. В них она определяется как духовное делание, воплощенное в молитвенном поминовении усопших и как продолжение ее истинности в делах милосердия. Необходимо учитывать и то, что сознание наших предков — эсхатологическое сознание: каждый человек понимал, что и он когда-нибудь будет вписан в книгу усопших, поэтому покаяние и милосердие было самым необходимым долгом совести каждого христианина. Поэтому и любили так люди синодичные (эсхатологические) литературные предисловия о связи добрых дел человека и его посмертной участи. И эта эсхатология имела не тяжелый, а радостный характер.

Слова иметь «Память смертную» означают ощущать свою смертность, иметь трезвость понимания жизни, помнить об исходе из своего естества. С памятью смертной для человека все в жизни приобретает новый смысл. Настоящая добродетель памяти смертной — это не столько воспоминание самой смерти, сколько живое предощущение того, что будет после нее.

Верующий человек боится смерти не потому, что она является для него исчезновением, а потому, что она — дверь, за которой открывается совершенно новое и Суд Божий. Христиане не боялись ничего и никого; страх Божий у них — это благоговение перед Богом, опасение оскорбить Бога, людей и своих предков. Человек, знающий деятельно слова милосердие, сострадание, жертвенность, правдивость, скромность, трудолюбие, любовь к своей земле, народу в смерти видел будущее спасение преображения человека к бессмертию. Жизнь для него была конечной осмысленной целью. Такое будущее это радость. Синодики называют «русскими народными книгами», а, по сути, синодик — это книга надежды, потому что надежда видит постоянную радость обновления мира и человека и верит в спасительность милосердия Богообщения. Эта мысль выражена в одной из главных книг человека (и живого и усопшего) Помяннике. Очень ярко она воплощена и в русской алтарной преграде, центральным рядом которой является Деисусный ряд – это моление Церкви за мир. Все святые на иконах этого ряда, показаны молящимися Спасителю. Центром деисусного ряда является изображение «Спас в силах».   Вокруг него по обе стороны располагаются Богородица, Иоанн Креститель, верховные архангелы, святые, мученики, святые воины, апостолы, преподобные… (состав варьируется). Деисусный чин выражает мысль о торжестве праведников в будущем веке. А поскольку иконная алтарная преграда и церковная литургия, совершающаяся перед алтарем и в его глубине, соединяла мир земной и мир божественный, то каждый молящийся человек продолжал этот ряд деисусного чина, в молитвенном предстоянии соединяясь в церковь земную и небесную. На этой общей молитве, общем делании и строится Церковь. Сердце деисусного чина Христос, всегда сидит фронтально и смотрит на людей.

Эта икона имеет эсхатологическое значение, указывая на Мессию в величии небесной славы второго пришествия, чтоб судить мир. В руках у Него открытая книга жизни, книга судеб человеческих. Это онтологическое время, финальное, когда придет Страшный суд. Это время, касающееся начала, истории и финала. Когда оно наступит, никто не знает. Поэтому книга и открыта: чтоб была память человека.

Этот деятельный смысл и выражен в основной базовой форме Синодика Помянника книги, которая содержала только списки имен усопших, для молитвенного поминовения их душ в церковной и в частной молитве. В русском обиходе это были самые распространенные книги. Списки имен поминаний появились на Руси очень рано в XI веке и велись в каждой семье. Своим появлением Помянник связан с древними Диптихами (с греч. две дощечки, складень). Это книжки, представлявшие собой две соединенные таблички, покрытые воском, с внутренней стороны которых записывались имена членов церковной общины. Диптихи появились в Церкви еще в апостольское время, были небольшие и читались во время литургии. По примеру общецерковных диптихов каждый верующий заводил свой диптих для частного молитвенного поминания. На Руси такой диптих стал называться Помянник. Умерших христиане поминают каждый день, это неотъемлемая часть и общецерковного и домашнего молитвенного правила. Помянники берегли в каждом доме, в каждом приходе и монастыре.

Со временем монастырские и приходские помянники обрастали дополнительной информацией – они содержали в своих списках записи вкладов, за которые поминался вкладчик, сведения о роде вкладчика, членах семей и их занятии, места проживания, в воинских помянниках шло перечисление списка битв. Вкладная статья была существенной помощью церкви. На средства, полученные «в поминовение души» в том числе содержались монастыри и приходы. Благочестивый образ русской жизни подразумевал жертву на храм, либо в монастырь. В крупных монастырях был особый приказ, заведовавший делами поминовения в т. ч. и синодиками, вкладными и кормовыми книгами. Как правило, церковное поминовение зависело от размера «вклада». Существовали вечные «дорогие» помянники и «вседенники»  с менее значительными вкладами. В «вечные» помянники имя записывалось навсегда, без вычеркивания по истечению определенного срока. Во вседенники, соответственно, записывались имена с незначительным вкладом и на ограниченный срок, по прошествии определенного времени имя вычеркивали. Оба помянника зачитывались на богослужении, но в разное время и разными лицами. В силе церковного поминовения народ не сомневался, поэтому в церковь вкладывали все. Помимо денег вклады были очень разнообразные: земли, богослужебные предметы, книги, иконы, предметы быта, скот… Была и «бесплатная» запись имен в помянники людей, имевших большие заслуги перед монастырем или приходом.

Все вклады принимались в качестве жертвы. В церкви суть всякой жертвы состоит в том, что человек часть своих средств, своего времени, своих трудов отдает Церкви в жертву за того человека, о котором он хочет помолиться вместе со священником. Потому что Бог дал церкви особый дар преклонять Его волю. И хотя Он может судить исключительно по Своему правосудию,но всегда хочет по милосердию. И поэтому соборно и лично люди молят Бога об усопших и просят Его о милосердии, веря, что молитва может преклонить правосудие на милость Божию и избавить человека от вечных страданий.На этом основывалось все молитвенное поминовение усопших. В некоторых церквях название книги Синодик заменялось на слово Лития, что соответствовало прямому богослужебному назначению Помянника.

Что касается личных Помянников, то они фактически являются семейно-родовым наследием, это носители семейной памяти, это живая память людей и целых родов, но, по сути, это национальное достояние, так как очень ярко отражают мировоззрение русского человека,  ивместе с тем представляют уникальные исторические, культурологические и документоведческие памятники.

Покаяние и милосердие основа деятельной молитвы — эта одна из основных христианских мыслей находит яркое живое выражение в личном молитвенном поминании, где молитва проявление любви и милосердия по отношению к своим предкам. Это молитвенное поминание уже содержит в себе зерно нового мира, уже живет по законам исполнившегося Царства Божьего в Воплощении.

Несколько раз в году церковь соборно поминает всех от века усопших – праотцев, отцов, братьев, матерей и сестер, и всехкогда-либо живших православных христиан. Это связь между всеми живыми и усопшими. И без этой связи ни к живому осмыслению истории, ни к любви к человеку прийти нельзя. Смерть и Воскресение Христа основа надежды человека. В этом и смысл Помянника книги надежды, книги человека.

Еремеева Алла Геннадьевна
старший научный сотрудник  ГБУК АО АКМ  «Архангельский краеведческий музей»

Добавить комментарий