Опыт духовного сопротивления на Севере в XX веке

Доклад- презентация выставки «Неперемолотые»

XX век в России отмечен беспрецедентной в мировой истории антропологической катастрофой. Уничтожение ценности человека как личности, кризис доверия, боязнь самостоятельного мышления — все эти и многие другие качества современного человека — следствие того, что произошло с нашей страной в годы советской власти. Немало глубоких и талантливых личностей, потеряв внешнюю физическую свободу, не теряли свободы внутренней. Своим примером непричастности злу они свидетельствовали о собранности и цельности, поддерживали и вдохновляли слабых и отчаявшихся. В СССР к концу 1930-х гг. самые свободные и лучшие люди оказались в лагерях и ссылках, изгнании и поношении: вожди советского государства именно Церковь, православное духовенство и верных, то есть преданных, а потому и подлинных, христиан расценивало как самых опасных противников коммунистической идеологии. В марте 1922 г. В. Ленин, не скрывая своей ненависти в отношении Церкви, пишет в письме Вячеславу Молотову о беспощадном подавлении христиан, выступивших против изъятия безбожным государством православных святынь и церковных ценностей: «…Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десяток лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать»[1].

История Русского Севера, который неслучайно называют «Русской Голгофой», требует внимательного изучения и осмысления, духовной оценки, молитвы и трезвого взгляда, и потому цель проекта «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Русском Севере в XX веке» — это собирание, восстановление, передача исторической памяти через приобщение к опыту ненасильственного, неполитического противостояния злу через свидетельство о настоящем мужестве, святости, красоте, достоинстве, о верности, о любви к святыне и способности её защитить.

Выставочный проект раскрывает трагические страницы истории нашего края в годы террора, гонений, безбожия; рассказывает о людях не сломившихся, которые являли пример мужества, бесстрашия, святости.

Выставка передвижная, она побывала в Москве, Ярославле на Соловках, неоднократно выставлялась в библиотеках и краеведческих музеях г. Архангельска и Северодвинска, в обл. библиотеке им Добролюбова, а также объехала многие районы Архангельской области.

Проект появился благодаря 20-летнему изучению исповедников и новомучеников российских в Преображенском содружестве православных братств и осуществляется представителями архангельского малого православного братства во имя Архангела Михаила. Организаторами выставки в Архангельской области является также Культурно-просветительский фонд «Сретение».

На сегодняшний день выставка прошла в 20 городах и поселках; в ней более 30 планшетов, 5 смысловых частей. Материалы, представленные на выставке, повествуют об истории уникальных храмов дореволюционного Архангельска. Также проект рассказывает о примерах настоящего подвига новомучеников и исповедников Русского Севера в XX веке, о великом времени несгибаемости человеческого духа в условиях эпохи советского режима.

           Несколько планшетов выставки посвящены достойным людям, судьбы которых связаны с Русским Севером: священномученику Иллариону Троицкому, архиепископу Антонию Быстрову, святителю Луке (Войно-Ясенецкому), отцу Павлу (Флоренскому), священномученику протоиерею Николаю Родимову и другим. Человеку сегодняшнего дня нужен их опыт духовной стойкости, надежды и милосердия. Особое место в истории духовного сопротивления на Русском Севере занимает рассказ о 20 православных братствах, существовавших в Архангельской епархии до революции 1917 года. Членами братств были достойные люди нашего края: святой праведный Иоанн Кронштадтский, протоиерей Михаил Попов, епископ Иоанникий (Казанский), архангельские губернаторы Александр Платонович Энгельгардт и Иван Васильевич Сосновский, Иустин Михайлович Сибирцев, отец Михаил Сибирцев и другие.

XX столетие оставило нам в наследство не только память о разрушающей силе зла на Русском Севере, но и свидетельства о духовной стойкости, надежде и милости, побеждающих ненависть и террор, ведь с Севером связана жизнь достойных людей — исповедников веры: сщмч. Никодима (Кононова) — уроженца Онеги, епископа Белгородского, сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского — уроженца Няндомы, прмч. архимандрита Вениамина, последнего настоятеля Соловецкого монастыря — уроженца Шенкурского уезда, сщмч. Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, сщмч. Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, сщмч. Антония (Быстрова), архиепископа Архангельского и Холмогорского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), свящ. Павла Флоренского, архим. Иоанна (Крестьянкина), архим. Сергия (Савельева), епископа-катехизатора Макария (Опоцкого), сщмч. протоиерея Николая Родимова, свящ. Венедикта Титова и других светильников правды, которые явили пример подлинного неполитического мирного противостояния злу.

Не только индивидуальный подвиг святых северной земли важен для нас сегодня. История Севера даёт всем нам важный опыт того, что чаще всего самыми крепкими оказывались те люди, которые объединялись в неформальные артели, общины, духовные семьи, братства. С Севером связана судьба духовной семьи архим. Сергия Савельева, история трудового братства Н. Н. Неплюева, братства еп. Макария Опоцкого. Он написал удивительные слова: «Друзья мои, теперь кажется ясной для вас, сколько великая благодать сокрыта в слове братство. Лично для меня это такое сокровище, за которое вся краса мира сего…Я уже нашёл это сокровище и радуюсь, как жених своей прекрасной невестой. Дай Бог, чтобы и вы так же влюбились в святое братство, как влюблен в него Христос, апостолы и первые христиане, а за ними и я, Слава Богу за всё»[2].

Действительно, история братств начинается с XVI века, а к 1917 г. насчитывается в России порядка 700 неформальных объединений верующих людей, которые желают всей своей жизнью свидетельствовать о славе и силе Божьей[3]. Поэтому один из планшетов посвящён уникальному в истории духовного сопротивления на Севере опыту общины Свято-Сретенского храма в с. Заостровье. Рассказ о крепкой вере как основе жизни, о самопожертвовании реальных прихожан, об истории подвига духа особенно важен для современного человека, потерявшего веру в то, что, по совести, жить можно и должно.

Историю советского периода называли Колизеем ХХ века. Противостоять всему, что является бессовестным, клеветническим, лживым в реальной действительности — это одна из задач нашей выставки. Задачей проекта является собирание, объединение всех живых сил в обществе. Проект «Неперемолотые» — это общее дело и церкви, и общества, ведь память – категория собирающая, исключительно духовная, которая создаёт феномен культуры и обеспечивает её преемственность. В последнее время много говорится о построении гражданского общества в нашей стране. Но построение такого общества невозможно с поверхностными суждениями. Подобного рода выставки позволяют нам несколько отрезвиться, посмотреть трезвым взглядом на ту эпоху, на ту жизнь, которая расставляет все точки над «и». Мы должны не только помнить о новомучениках и исповедниках, но и стараться, чтобы их опыт был осмыслен нами. И об этом, по слову архиеп. Томского Ростислава, особенно важно говорить нашей молодежи[4].

Этот проект позволяет восстанавливать историю нашей малой Родины. Академик Грабарь считал дореволюционный Архангельск одним из 13 достопримечательных «городов-музеев»[5], но уже профессор П. Н. Савицкий писал: «К 1936 году Архангельск не существует более как город искусства… архитектурный ландшафт Архангельска…был в своем роде единственным в мире… Коммунистическая власть показала себя ожесточённым и ни перед чем не останавливающимся разрушителем ценнейших памятников истории материальной культуры»[6]. Действительно, в Архангельске на 1919 год — 45 тыс. жителей и 30 храмов, а для сравнения на январь 2012 г. — 355 тыс. жителей и 10 церквей. В 1920–1930 гг., в период расцвета политики «воинствующего безбожия», в Архангельской и Холмогорской епархии проводилась кампания по закрытию храмов. В 1920 г., вскоре после вступления Красной Армии в Архангельск, в течение нескольких дней оказались закрытыми все иноверческие и большая часть православных храмов. Всего в 1918–1933 гг. на территории Архангельской епархии, по неполным данным, было закрыто 247 церквей и часовен, произведено 60 вскрытий мощей, национализировано 16 монастырей; с 1918 г. по 1943 г. 12 из 13 архиереев, возглавлявших Архангельскую кафедру, репрессированы[7]. Рассказ об этой странице нашей истории — важная часть проекта.

Одна из самых непростых для исследования тем связана с лагерями, созданными властями для борьбы с инакомыслием. Первый советский губернский ЛПР на Севере появился в Шенкурске в 1919 г.[8] (так же, как и первый храм в России был разрушен именно там). К началу 1921 г. в губернии уже действовало пять ЛПР: Архангельский, Исакогорский, Пертоминский, Соловецкий и Холмогорский[9]. В 85 км от Архангельска, в селе Холмогоры, большевики создали концлагерь, ставший предшественником Соловков, Колымы, Катыни, Куропат, Быковни. Лишь редкие свидетельства о нём проникали в зарубежную, прежде всего эмигрантскую, печать. С. П. Мельгунов писал: «Этого лагеря просто-напросто не было до мая 1921 г. И в верстах 10 от Холмогор прибывших расстреливали десятками и сотнями. Лицу, специально ездившему для нелегального обследования положения заключённых на Севере, жители окружных деревень называли жуткую цифру — 8000 таким образом погибших»[10]. Неслучайно его называли «северным Дахау», «усыпальницей»[11] русской молодежи. У К. Гемп под Холмогорами расстреляли брата, а маму Надежду Михайловну Минейко (выпускницу Петербургской консерватории и ученицу Римского-Корсакова) заключили в Холмогорский лагерь принудработ, где она в 1921 г. сгинула от тифа. Такое наказание она понесла потому, что «играла на фортепьянах вместо того, чтобы идти служить народу»[12].

Один из планшетов выставки посвящён исследованию Лявлинских захоронений. Известно, что здесь был расстрелян знаменитый художник Николай Фурсей, крёстным отцом которого был Николай Николаевич Неплюев. Он был расстрелян с формулировкой: «Баха, Бетховена и Моцарта называл гениями»[13]. Официально северные ЛПР были ликвидированы Постановлением СНК СССР от 13 октября 1923 г.

На основе Северных ЛПР ГПУ и ГУПР НКВД РСФСР (или концентрационных лагерей, переведённых из Архангельска, Холмогор и Пертоминска на Соловецкие острова) был организован Соловецкий ИТЛ ОГПУ (Соловецкие лагеря особого назначения, Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения ОГПУ, СЛОН, СЛАГ, Соловецкие и Карело-Мурманские лагеря, СКМИТЛ) с двумя пересыльными пунктами в Архангельске и Кеми. При этом все «угодья, здания, живой и мертвый инвентарь»[14] Соловецкого монастыря были безвозмездно переданы ОГПУ.

Топонимия — зеркало истории, и поэтому каждый любящий свой город человек задумывается о том, какие имена определяют культурно-исторический облик Архангельска. Председателем Губернской ЧК в годы Советской власти был посланец Ленина Михаил Кедров. О его кровавой деятельности на Севере сохранились многие свидетельства, в том числе Питирима Сорокина. Жена Кедрова, секретарь Губревкома Ревекка Пластинина-Майзель, известна зверствами и крутой расправой. В статье «Женщины-палачи» Екатерина Кускова пишет, что это «дикие палачи»[15]. Роман Гуль писал о М. Кедрове: «В 1919 году Дзержинский отправил доктора М. С. Кедрова усмирять Север России. И здесь, в Архангельске, полупомешанный садист в роли начальника Особого отдела ВЧК дал волю своим кровавым инстинктам, обращая Север России к коммунизму»[16].

М. С. Кедров — историческая фигура, недостойная запечатления на карте России. Авторы проекта согласны с мыслью о том, что «<…> улицы Кедрова, Урицкого, <…> отъявленных палачей, — это признак беспамятства, это издёвка над их жертвами, равносильная продолжению казней, это та самая историческая несправедливость, которая порождает другие, возникающие поныне, а мы не можем понять их истоков…»[17].

Важным и радостным открытием для проекта стали встречи с людьми в городах и посёлках нашей области, которые сохраняют и передают историческую память. Это и Олег Александрович Угрюмов (Яренск) — автор книги «Боль памяти»[18], Галина Викторовна Шаверина (Северодвинск) — создатель музейной экспозиции и сайта об Ягринлаге[19], Татьяна Фёдоровна Мельник (Архангельск), Николай Васильевич Суханов (Архангельск), Ирина Андреевна Дубровина и Милитина Владимировна Клапиюк (Котлас). Так, например, Людмила Ивановна Фаркова, бывший совхозный агроном в Каргополе, исследователь прихода храма Космы и Дамиана д. Ватамановская Каргопольского района, восстанавливает судьбы пострадавших за веру её родного села Кречетово. Благодаря её трудам, в селе Печниково установлен камень, на котором написаны 17 фамилий пострадавших за веру священников и прихожан, выпущена книга «И был Господь убежищем гонимому».

Создатели выставки убеждены, что явление такого рода проектов — это преодоление беспамятства, а значит, и смерти.

«Если мы на самом деле приложим усилия по их восстановлению почти из небытия и обретём других духовных предков, чем нам предлагали (всех тех Павок Корчагиных и т. п.), то нас, вполне возможно, ждет другое будущее, потому что духовный подвиг, совершённый в России в XX веке, на самом деле неописуем» (О. А. Седакова)[20].

Копеин Александр Яковлевич
Президент КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ФОНД «СРЕТЕНИЕ»

Литература

1. Архангельск — век минувший / Архангельский Краеведческий музей. Архангельск: изд-во «Правда Севера», 2009. —471 с.

2. Дойков Ю. В. Улица Кедрова? // Северный комсомолец. 1989. 9 декабря.

3. Мельгунов С. П. Красный террор в России: 1918–923. М.: СП PUICO. 1990. —209 с.

4. Мельник Т. Ф. О первых советских лагерях принудительных работ на Архангельском Севере // ХIХ Ломоносовские международные научные чтения. Сборник научных

трудов. Архангельск: ПГУ, 2008. С. 88–06.

5. Мишин В. А. Принудительный труд заключенных на советском Севере // Поморская

энциклопедия. Т. 1. Архангельск. 2001. С. 329.

6. Насонкин В., Соколов П. Этап в никуда // Совершенно несекретно. 16 апреля 1991 года.

7. Новомученики и исповедники земли Архангельской. VII Иоанновские образовательные чтения. Архангельск: Православный изд. центр. 2006. —111 с.

8. Опоцкий Н. свящ. Идеальная община и путь к её восстановлению. М.: ПСМ ПБ

КПЦ «Преображение», 2011. —80 с.

9. Политбюро и крестьянство: высылка, спецпоселение 1930–1949. М.: РОСС ПЭН. 2006. —1120 с.

10. Попов А. Н. Город Архангельск. История. Культура. Экономика. Архангельск: Архангельское общество краеведения, 1928. —61 с., илл.

11. Сабурова Т. Поляки на Архангельском Севере // Правда Севера. 14 октября 1999 года.

12. Яковлев С. «Нарком поезда смерти» / С. Яковлев // Двина. – 2007. — №4


[1] URL: http://www.novayagazeta.ru/apps/gulag/45447.html

[2] Св. Николай Опоцкий. Идеальная община и путь к её восстановлению. М., 2011. С. 33.

[3] URL: http://www.pravenc.ru/text/153359.html

[4] 19 URL: psmb.ru›Новомученики и исповедники›…-opyt-dukhovnogo…

[5] Попов А. Н. Город Архангельск // История. Культура. Экономика. Архангельск 1928. С. 57–58.

[6] Попов А. Н. Город Архангельск // История. Культура. Экономика. Архангельск 1928. С. 57–8.

[7] Новомученики и исповедники земли Архангельской. VII Иоанновские образовательные чтения // Архангельск. Православный издательский центр. 2006. С. 5, 6, 13, 18, 48, 58.

[8] Мельник Т. Ф. О первых советских лагерях принудительных работ на Архангельском Севере // ХIХ Ломоносовские международные научные чтения. Сборник научных трудов. Архангельск. ПГУ. 2008. С. 88–06.

[9] Митин В. А. Принудительный труд заключённых на советском Севере // Поморская энциклопедия. Т. 1. Архангельск. 2001. С. 329.

[10] URL: http://lib.ru/POLITOLOG/MELGUNOW/terror.txt.

[11] Мельгунов С. П. Красный террор в России: 1918–923. М., 1990.

[12] Бала В. Самая большая истина —это твоя собственная жизнь // Гандвик ТV. 26 декабря 1994.

[13] URL: http://dlia-vsex.livejournal.com/38253.html

[14] Соловецкий ИТ Л ОГ ПУ // Справочник «Система исправительно-трудовых лагерей в СССР 1923–960». М., 1998.

[15] Дойков Ю. В. Улица Кедрова? // Северный комсомолец. 9 декабря 1989.

[16] Сорокин П. Дальняя дорога. М., 1992. Глава «Кошки мышки». URL: zarubezhom.com/Sorokin.htm

[17] Яковлев С. «Нарком поезда смерти» / С. Яковлев // Двина. – 2007. — №4. – С. 22.

[18] URL: http://oleg-ugryumov.ru/index/knigi_chast_4/0-60

[19] URL: http://www.yagri.ru/krugozor/page/8/14

[20] URL: http://vk.com/public61171040 (дата обращения 18.12.2014 г.).

Добавить комментарий