Опыт духовного сопротивления на Севере в XX веке

«Церковь гонимая»
( По документам Архангельского областного архива).

Гонения на церковь проводились Советской властью планомерно и цинично. «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» поставил церковь в жесткие рамки запретов и ограничений, лишил священство всех прав и полномочий.

В октябре 1918 года Патриарх Тихон в послании Совнаркому дал справедливую оценку происходящему в стране: «…Вы разрушаете исконную форму церковной общины — приход, уничтожаете братство и другие церковно-благотворительные просветительные учреждения… Выбрасывая из школ священные изображения и запрещая учить в школах детей вере, вы лишаете их необходимой для православного воспитания духовной пищи».  Закрытие монастырей и захват церковных зданий, изъятие церковных ценностей, все это вызывало протесты и возмущения верующих.

Властям необходимо было подорвать авторитет церкви, ее церковные устои изнутри самой церкви; подорвать доверие к ней народа Божьего. Феномен обновленчества как явление, затронул внешнюю  и внутреннюю жизнь православной церкви, привел ее к желаемому властями расколу.

В мае 1922 года, воспользовавшись тем, что Патриарх Тихон находился под домашним арестом, группа петроградских священников, вступив в переговоры с представителями власти, приняли на себя высшее управление церковью (ВЦУ). Один из них, протоиерей Александр Введенский, по возвращении из Москвы объявляет об этом всем, не предъявляя при этом удостоверения Святейшего Патриарха Тихона.   Обновленческие вожди, стремившиеся не обнаруживать себя как агентов богоборческой власти, пытались представить себя преобразователями церковной жизни. Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) отказался вести переговоры о сотрудничестве с обновленцами, будучи епархиальным архиереем для нескольких обновленческих лидеров, он подверг их церковным прещениям.

28 мая 1922 года Владыка Вениамин обратился к петроградской православной пастве с посланием, в котором говорил, что, к великому прискорбию, единение в церкви нарушено. Священники неканонической церковной власти ставят себя в положение отпавших от общения со Святой Церковью и что все присоединяющиеся к ним верующие подлежат отлучению. Через 2 дня Владыка был арестован и менее чем через 3 месяца расстрелян. Он стал одним из первых мучеников пострадавших за истину.

Едиными  в понимании обновленчества были ведущие иерархи Русской православной церкви, будущие священномученики: митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов)  и  митрополит Крутицкий Петр (Полянский);  будущий священноисповедник митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский). Они считали обновленчество инспирированным органами ГПУ в целях уничтожения церкви.

Документы Архангельского областного архива подтверждают сотрудничество обновленческого движения на Севере с ГПУ.

     15 декабря 1922 года Уполномоченный  Губернского отдела ГПУ Каргопольского уезда  в докладе о проделанной работе в среде духовенства и верующих, указывает: «Духовенство, каковым обильно насажден город и уезд, совершенно запуталось в своих намерениях об обновлении церкви, форменным образом передралось, перессорилось, отталкивая, таким образом, верующие массы от церкви… Ежедневные наши продолжительные беседы с отдельными духовными отцами рисуют создавшуюся картину в связи с расколом… Личные беседы с закоренелыми верующими так же подтверждают полное отвращение к церкви. Работа наша среди духовенства  —  к еще большему расколу и запутыванию верующих масс… имеет соответствующие нужные нам результаты… Верующие Никольской церкви, видя творящееся среди городского духовенства, отделяются в общину, бросив, таким образом, церковь. Спасский по нашим заданиям, дабы оттолкнуть верующих от церкви установил таксу, выработанную нами за служение: …крестины — 3 пуда хлеба, похороны — 3 пуда хлеба. Верующие темные крестьяне, видя, что поп зажрался, в количестве 7 деревень…отделились в общину, прекратив посещение церкви. И так постепенно церковь оставляется верующими, видя всю эту неразбериху. Работа по духовенству протекает все время успешно и в нашу пользу, благодаря отдаче этому труду наших лучших кадров».                                                                                            ГААО.Ф.786.Оп.3.Д.8,Л.5-7

Советская власть всячески поддерживала обновленческое движение. В преддверии второго обновленческого  Всероссийского Церковного Собора, Каргопольский Уисполком, выполняя распоряжения  НКВД беспрепятственно допускать проведение церковных собраний, рассылает приказы в Волисполкомы: «Срочно через Волисполкомы  известить  общины и приходы о созывах приходских избирательных собраний 25 марта 1923 года, ввиду Всероссийского Церковного Собора».                                                                               ГААО.Ф.786 Оп3 Д.4.Л.14

3 мая 1923 года областная газета «Волна» так освещает прошедшие события: «Закончившийся второй Всероссийский съезд группы Живая церковь признал, что основная задача группы есть примирение религии с революцией. Съезд призывает церковь поддержать своим авторитетом Красную Армию, впервые в мировой истории осуществившую евангельский лозунг: «Положение жизни за други своя». Съезд считает необходимым лишения Патриарха Тихона священнического сана, как вовлекшего церковь в гражданскую войну и поддержавшего церковным авторитетом военные преступления врагов родины».

В этой же газете от лица рабочих раздаются требования: суда над Тихоном; Тихон совершил тяжкое преступление; Советская власть должна покарать Тихона: «Умел грешить, умей и ответ держать». Архангельск, Волна, 1923,3 мая

    Распространяя ложные слухи об отречении Патриарха Тихона и передаче им своих полномочий обновленческому ВЦУ, в церковной жизни создалась система настоящего религиозно-политического террора. В результате власть обновленческого ВЦУ признали не только идейные сторонники обновленцев, но и священнослужители, введенные ими в заблуждение.  Но в большинстве своем священники поддерживали патриарха Тихона и противостояли злу.

  17 июня 1923 года в Волосовской церковно-приходской общине, Каргопольского уезда состоялось собрание, на котором должна была обсуждаться резолюция второго обновленческого собора. Принять решение помешала непримиримая позиция священника Петра Кононова, который встал в оппозицию к соборным постановлениям.  В доносе властям дьякон Леонтиевский освещает событие: «Священник Кононов заявляет, что он Собор ВЦУ и архиепископа Александра считает впавшими в еретичество и подчиняться еретикам не будет…церковная власть не имеет возможности заставить общину подчиняться своей воле…так как священник, получающий содержание от общины, должен работать в полном контакте с ней, а не с ВЦУ. Кононов сказал, что нет никакого сомнения в том, что большевики-коммунисты гонят церковь, для этого достаточно посмотреть на то, что они сделали в Каргополе(намек на арест духовенства и приспособление Троицкой и Воздвиженской церквей под советские учреждения).  Собор не имел права лишать патриарха Тихона сана без согласия Православных восточных патриархов…Священник разъяснениями возбудил население, до того желавшее выйти на свет, возродить обновить церковь, настроил их против ВЦУ. Своим поведением Кононов поставил членов причта в безвыходное положение, …ибо Кононов всеми силами старается внедрить в сознание членов общины, что мы, согласившись принять и проводить в жизнь постановления ВЦУ, последователи еретического собора …и что его никакая сила в этом мире не имеет возможности заставить подчиниться».

ГААО.Ф.786.Оп.3.Д.8.Л.22-23 

         В сентябре 1924 года в Архангельске состоялся обновленческий съезд духовенства и мирян. К этому времени 79 священнослужителей епархии дали подписку о признании обновленческого синода и епархиального управления.                                                  ГААО.Ф.5045.Оп.1.Д.1.ЛЛ  1-4

Распространение Живой церкви по Архангельскому Северу связано с именами Владимира (Путяты),Михаила (Трубина). Обновленческий епископ Арсений (Покровский), прибывший в Архангельск в апреле 1924 года, называл Архангельск «церковной вандеей». По его мнению, «прочно засевшая черносотенная тихоновщина характеризует настроение архангельского духовенства».                                        Волна 1924 18 апреля.

В секретном отчете секретарю Каргопольского Укома председатель исполкома Баранов пишет: «в связи с расколом обновленческого движения на несколько групп, Тихоновская церковь в лице черносотенно-консервативного духовенства буржуазных и мелко-буржуазных слоев поднимает свою голову и объединяется общим фронтом против обновленческого движения, в первую очередь против группы Новая церковь…  В Каргополе в настоящее время сформировалось несколько общин… как-то Благовещенская, Владимирская, Троицкая, Духовская объединяющихся попами консерваторами и состоящими исключительно из бывших купцов, чиновников и нэпманов чистой массы. Означенные общины зарегистрированы в отделе Управления…  Просим принять все зависящие меры с Вашей стороны о не разрешении существования таких объединений с чисто реакционным направлением…

 ГААО.Ф.786.Оп.3.Д.8.Л.10

«Тихоновскую» линию в церковном руководстве Архангельской епархии в эти годы представляли архиепископ Варсонофий (Вихвелин)1863-1934 (умер в лагере), архиепископ Софроний (Арефьев)1879-1937 — расстрелян,  новомученик архиепископ Антоний (Быстров) 1858-1932 — умер в тюрьме.

 О циничности властей в вопросе уничтожения церковных зданий свидетельствует еще один документ, адресованный всем Уисполкомам Вологодской губернии.    Октябрь 1923 года.

«По имеющимся сведениям, за последнее время некоторые Уисполкомы допускают определенную нетактичность в отношении занятия помещений, принадлежащих религиозным культам…без всякой подготовительной работы среди трудящихся города или деревни.  Предавая громадное значение по уничтожению религиозных предрассудков среди широких масс крестьянства и оставаясь при твердой линии, намеченной в этой области коммунистической партией мы в данный момент должны проводить эту линию более тактично… Изъятие помещений должно производить…с предварительным вынесением обязательных постановлений профсоюзов или собраний рабочих или крестьян. Таковым образом, чтобы изъятие выражалось не как насилие над религиозными общинами, а как удовлетворение желаний групп населения…   Предгубисполкома Березин».

ГААО.Ф.786 Оп3 Д.4.Л.27

     31 мая 1924 года Губисполком обращает внимание Каргопольского Уисполкома на то, что под видом трудовых артелей продолжают существовать монастыри, которые необходимо окончательно закрыть.   Что касалось Спасо-Преображенского монастыря, то в нем был организован совхоз «Новая деревня», переданный Каргопольскому педтехникуму и управлялся педсоветом. В Ошевинском и Челмогорском монастырях организованы агробазы, которыми руководили агрономы. Отмечалось, что в их штатах бывших монахов нет.

    В бывшем женском Успенском монастыре была организована Успенская сельхозартель, управлялась она Правлением из трех человек, выбранных из состава самой артели. Устав артели был зарегистрирован 10 июня 1920 года. В состав артели входило 108 женщин, бывших монахинь и послушниц монастыря. «При хозяйстве артели имеется: рабочих лошадей-10, жеребят-5, коров-18, телят-10, имеются овцы. Имеется косилка, молотилка и прочий мелкий инвентарь. Пахотной земли — 49 десятин, сенокосной – 20 десятин, лугов — 6.». 

ГААО.Ф.786.Оп.3.Д.12.Л.113

Успенская церковь бывшего Успенского женского монастыря по соглашению от 20 марта 1923 года была передана в пользование общине верующих. Настоятель церкви о. Петр Вихвелин, брат епискова Варсонофия осенью 1923года был арестован.

12 июля 1924 года Уисполком просит расторгнуть договор «на предмет закрытия упоминаемой церкви…Подписавшиеся в соглашении граждане являются членами с/х артели, из числа бывших монахинь и послушниц Успенского женского монастыря, а потому оставляя церковь функционирующей …Успенскую артель нельзя считать артелью, согласно ее устава, а приходится считать ее прежним монастырем прикрывающимся под флагом артели…С закрытием церкви, у членов артели особенно у молодых, постепенно будет изживаться религиозные предрассудки, а с вливанием в артель свежей силы, с антирелигиозными убеждениями удастся перевоспитать членов артели в духе настоящего времени…»

ГААО.Ф.786.Оп.3.Д.12.Л.102

Все попытки властей покончить с религией не  имели успеха. Власти не могли сдержать сопротивление верующих. Так пополнялись ряды  пострадавших за веру Христову.

10 июня 1922 года На судебном процессе в заключительном слове защитник митрополита Вениамина (Казанского) сказал: «Доказательств вины нет, фактов нет, нет и обвинения…Что скажет история? …петроградское духовенство  на скамье подсудимых, и чьи-то руки подталкивают их к смерти…. Но не забывайте, что на крови мучеников растет церковь».

Макурина Надежда Анатольевна

Добавить комментарий