Архитектурный комплекс Вологодско-Архангельской железной дороги создавался одновременно с сооружением рельсового пути и в первые годы его эксплуатации как грандиозный «идеальный проект» протяженностью почти в 600 верст. Сколь большое значение уделял С.И. Мамонтов созданию архитектурного оформления железной дороги, показывает то, что «составление проектов гражданских сооружений» Вологодско-Архангельской железной дороги было поручено одному из крупнейших московских архитекторов того периода Л. Н. Кекушеву (основоположник стиля «Северный модерн») совместно с И. А. Ивановым-Шицем.
Альбом проектов датируется 1895 годом. Архитекторами были разработаны типовые проекты деревянных пассажирских зданий для станций 3- 4 классов, жилые дома, включая необходимые службы, путевые постройки.
В основу архитектурного стиля легли элементы народного зодчества Швейцарии, архитектура крестьянских домов – «шале». В архитектуре производственных зданий Вологодско-Архангельской железной дороги: водоемных зданий и локомотивных депо – нашел свое отражение популярный тогда в России так называемый «кирпичный стиль».
Вплоть до перешивки железной дороги на широкую колею в 1915 году, комплекс построек оставался в пределах «мамонтовских» проектов.В Няндоме наиболее полно сохранился микрорайон исторической застройки: Дом врача (ул. Урицкого, 2), Дом учителя (ул. Ленина, 2), Дом начальника дистанции (ул.И.Севастьянова, 8), погреба-ледники, жилые дома (от ул. И. Севастьянова до ул. Школьная), Образцовое двухклассное училище (открыто 28 декабря 1900 года, сейчас в здании занимаются ученики младших классов школы № 6), Водоемное здание (в 2009 году на здании установлена памятная доска), Железнодорожная контора (ул. Севастьянова, д.30, с 1938 года до 2000 года – детский сад для детей железнодорожников, с 2005 года — Краеведческий центр «Дом Няна»),
Православный храм прп. Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев (построен в 1902 году по ходатайству Комитета Управления казенной Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги), а также городской пруд, который в 1899 году был выкопан вручную напротив здания вокзала.