Началом создания железнодорожной линии Вологда – Архангельск можно считать 1894 год. Именно в этом году министр финансов С. Ю. Витте пригласил Савву Ивановича Мамонтова в числе небольшой группы совершить путешествие на Север: сначала по Двине до Архангельска, а потом вдоль берега неведомого еще никому края – Мурмана. После посещения Архангельска и Соловецкого монастыря они вдоль берегов Норвегии отправились в Швецию, а затем в Финляндию, откуда на поезде вернулись в Петербург. После путешествия на Север Мамонтова всерьез захватила идея создания «Русской Норвегии», продвижения цивилизации и культуры в край «так щедро одаренный природой и так несправедливо обойденный людьми». В этой поездке была решена судьба будущей дороги до Архангельска – её будет строить С. И. Мамонтов.
11 июня 1894 года Александр III подписал 6-е дополнение к Уставу Общества о сооружении Вологодско-Архангельской железной дороги. Согласно проекту предусматривалось строительство железнодорожной узкоколейной линии в один путь от Вологды до Архангельска по кратчайшему направлению, почти по 10 меридиану. Таким образом, стройка прошла по безлюдной территории и пересекла Каргопольский уезд в северо-восточной части.
Типовой проект гражданских сооружений Вологодско-Архангельской железной дороги был поручен одному из крупнейших московских архитекторов того периода Л. Н. Кекушеву (основоположник стиля «Северный модерн») совместно с И. А. Ивановым-Шицем. Альбом проектов датируется 1895 годом.